Троицкие листки, № 299. Богослужение в праздник Рождества Христова

Троицкие листки, № 299. Богослужение в праздник Рождества Христова

Торжественный звон колоколов ныне ранее обыкновенного пробуждает тебя, христианин, и призывает в храм Божий на утреннее славословие. Не обленись восстать и идти туда вместе с твоим семейством. Событие, которое мы ныне торжественно воспоминаем, случилось очень рано — в глубокой тишине ночной: Господь наш родился в то время, когда Вифлеемские пастыри были на страже ночной при стаде своем (Лк. 2; 8). Пастыри удостоились слышать благовестие Ангела и славословие небесное: иди и ты к стаду Христову, и из уст Церкви услышишь то же благовестие и то же славословие. Перед самой утреней читается великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние братия и отцы наши всю ночь на этот великий праздник продолжали свои молитвы и пения. Повечерие обыкновенно соединяется с вечерней, но вечерня и повечерие в древности на этот праздник были столь продолжительны, что повечерие сходилось с утреней, и все три Богослужения составляли собственно всенощную.

На великом повечерии мы слышим пение пророческой песни Исаии: С нами Бог. За обыкновенными псалмами великого повечерия начинается лития, или всенародное служение, которое совершалось всегда среди народа, иногда под открытым небом, а ныне совершается в притворе или в первой от входа части храма. Здесь внимаем мы сладостным песням св. Иоанна Дамаскина. Он призывает небо и землю, Ангелов и человеков к торжеству духовному и к совокупному пению: “Слава в вышних Богу, и на земли мир!” Исполнилось чаяние языков — ожидание народов, пришел Спасающий нас от рабства диавольского, воссиял Свет для омраченных; принял плоть Имеющий обновить истлевшего Адама. Вот волхвы, приведенные светлой звездой, поклоняются безлетному предвечному Младенцу!

На стиховне стихиры принадлежат патриархам Константинопольским Герману (VIII в.) и Анатолию (V в.) “Великое и преславное чудо совершилось ныне, — так поют святые учителя. — Дева рождает, и утроба не повреждается, Слово приемлет плоть, и не разлучается от Отца... Приидите, все народы, поклонитеся рожденному Спасителю душ наших!” К песням святых патриархов присовокупляет преподобный Дамаскин: “Ныне узы осуждения Адамова разрешаются, отверзается рай, упраздняется змий; как древле жена, обольщенная змием, исходатайствовала смерть всякой плоти, так ныне Жена же — начало спасения всему миру. Младенец, из Нея рожденный, запечатлевает девство рождением, повитый пеленами разрывает сети греха и немощным младенчеством Своим врачует болезни Евы. Слава схождению Твоему, едине Человеколюбие!”

На утрене Евангелие от Матфея повествует, как Ангел разрешил недоумение св. Иосифа Обручника, изъяснив, что зачатое во чреве Пресвятой Девы есть от Духа Святого, воспоминает пророчество Исаии: Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, и наконец возвещает радостное событие: роди Сына своего первенца, и нарече имя Ему Иисус. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! — ответствует Церковь на это благовестие Евангелиста и вскоре, по руководству святых Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина, начинает славить рождение Господа двумя стихотворениями, или канонами: “Христос раждается, славите! Христос с небес, сретайте! Христос на земли, возноситесь!” Так начинаются эти каноны. “Премудрый Создатель грядет обновить истлевшего человека: воплотившись, отъемлет проклятие от несчастной утробы Евы (песнь 1). С плотию восприятою соединяется естество Божественное; из Вифлеема исходит Сидящий на раменах Херувимов и воцаряется над всеми (песнь 3). От колена Иудина воссиял Христос — чаяние языков, звезда от Иакова (песнь 4). Бог мира послал нам великого совета Ангела, подающего мир; Христос вписывается в число рабов кесаревых, чтобы соделать нас, рабов греха свободными; уничтожает силу душегубителя, соединяет мир с существами невещественными (с Ангелами) (песнь 5). Возлежит в яслях Владыка чистейших Сил (небесных), является младенцем Отец будущего века, Бог крепкий и Вседержитель. Бог Слово укрепляет наше естество, немогшее сохранить древнего союза, и предлагает второй союз, не разрушимый страстями (песнь 6). Благословен Он, Бог отец наших, прославленный Ангелами и Вифлеемскими пастырями; благословен носящий под покровом тела богатство Божества и низлагающий гордый и буйный грех мира! (песнь 7). Он пришел возвратить естество человеческое с пустынных холмов на цветущую пажить (песнь 8). Мы видим уже не тени и образы, а свет истины (песнь 9). Вот за что прославляет, вот за что благодарит Господа Святая Церковь.

Те же каноны, наставляя нас достойно сретать Христа, научают петь и молиться: “Певцев Твоих, незыблемо утвержденных на основании веры, вознеси, Всевидящий и Блаженный, превыше греха (песнь 3). Народы, избегшие пагубы врага непримиримого, возносите руки с похвальными песнями, почитая единого Христа Благодетеля (песнь 4). Прииди, Христе, очисти нас, омраченных делами темными, и покажи нам удобную стезю, по которой могли бы мы достигнуть славы (песнь 5). Как Иона во глубине морской, и я, уязвленный стрелами мучителя, взываю к Тебе, Христе, истребителю зла: скоро прииди ко мне, безпечному! (песнь 6). О Матерь Дева! Хотя и трудно нам составлять любовию песни, но даруй нам силу по нашему усердию. Даруй нам благодать, Непорочная Дева, поклониться Божественной славе” (песнь 9). Радостные хвалитные песни заключает следующая, кратко изображающая все существо праздника, песнь: “Ныне Христос в Вифлееме рождается от Девы: ныне Безначальный начинается, и Слово воплощается: Небесные Силы радуются, и земля с людьми веселится; волхвы приносят Владыке дары; пастыри дивятся Рожденному, а мы непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецах благоволение!”

Наконец все утреннее пение заключается великим славословием, которое особенно прилично настоящему празднику, потому что начинается тем же славословием Ангельским: Слава в вышних Богу, — воспетым в час Рождества Спасителя. Вместо Трисвятого поется: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. Это напоминает нам то, что в древности накануне настоящего праздника (так же, как и накануне других великих праздников) крещались оглашенные, а на самый праздник в первый раз слушали всю литургию и причащались вместе с другими верными Святых Таин. Песнью крещения Церковь приветствовала тогда новорожденных чад своих. Апостол (Гал. 4; 4 и далее) указует нам на цель воплощения Сына Божия: Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаема от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем. А Евангелие (Мф. 2; 1 и далее), повествуя о пришествии в Иерусалим и в Вифлеем волхвов и о поклонении их новорожденному Царю-Младенцу, научает и нас поклоняться Ему. Вместо “Достойно есть” лик поет ирмос 9-й песни: “Любите убо нам”.

По окончании Божественной литургии, бывающей “порану”, совершается благодарственное молебное пение в воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия двунадесяти язык в 1812 году. Оно начинается торжественной песнью Исаии “С нами Бог”; после великой ектении поются тропари во славу Миродержавного Младенца, Вифлеемского Агнца, поправшего нам льва и змия; затем в возвышенном пророчестве Исаии изображается судьба царя Вавилонского, а в лице его — всякого гордого завоевателя, который хвалится взойти на небо и поставить престол свой выше звезд небесных, по которому возвещается: во ад снидеши и во основания земли (Ис. 14; 15). Апостол Павел воспоминает подвиги древних мужей, верой победивших царства и обративших в бегство полки чужих (Евр. 11; 33, 34), и приглашает смиренно возлагать всю надежду спасения на Начальника веры и Совершителя Иисуса; а в Евангелии Господь возвещает о грядущих войнах и успокаивает надеждой, что эти скорбные дни прекратятся избранных ради. Молебен заканчивается умилительной коленопреклоненной молитвой и великим славословием: “Слава в вышних Богу” или торжественной песнью: “Тебе, Бога, хвалим”.

Из “Воскресного чтения ”, 1838 год 


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия».



9 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.