Троицкие листки № 295. Женские наряды и уборы

Троицкие листки № 295. Женские наряды и уборы

И вы, жены... да будет украшением вашим не внешнее пле­тение волос, не золотые уборы или нарядность в одеж­де, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3; 3-4).

Желаю, чтобы... и жены, в приличном одеянии, со стыдливо­стью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золо­том, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами... (1 Тим. 2; 9-10).

Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази быша; и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания (Быт. 3; 7). А Бог, мило­сердствуя о них, сделал для них ризы кожаны, и облече их (21). Ви­дишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Потому св. Андрей Критский и оплакивает это (в своем Великом каноне): сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут укра­шения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставля­ют себя в честь и украшение то, что свидетельствует о безчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех. Все жи­вотные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естестественным одеянием. Один человек лишился этого за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается. И вот что странно, или — лучше — достойно вся­кого сожаления: он чужой кожей прикрывается и этим гордится, он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, как бедно­му, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению.

Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшении, тому недосуг печься о ду­шевном. И деже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6; 21). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной чести и славы, а это и закону Божию противно: не люби­те мира, ни яже в мире (1 Ин. 2; 15). Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3; 2).

Наряды не обходятся без обиды ближнему, а потому и без оскорбления Самого Бога: ведь они не обходятся без затрат, а тра­тится то, что собирается, а часто и сдирается с подобных себе лю­дей. Пусть имение нажито и праведным трудом, но ведь есть на свете нагая братия, есть трясущиеся от голода и мороза братия Христовы, есть в темнице за долги и оброки заключенные, есть лишившиеся домов своих от пожаров, есть и другие несчастли­вые: вот на кого следует употреблять излишек достатков своих! Но до нищих ли тому, у кого на сердце одно тщетное желание на­рядов? Ему надо нарядить себя, жену, детей, даже слуг и коней, украсить самый дом свой!

Еще хуже делают женщины, натирающие свои лица белилами и румянами. Судите сами: если бы художник написал хорошее изображение чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, перепра­вил бы это изображение по-своему, — всякий стал бы смеяться такому безумному делу, а художнику это было бы немалой оби­дой. Вот то же делают и те женщины, которые белят и румянят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изоб­ражение лица. Но когда люди подкрашивают лица свои, то они переделывают дело рук Его святых, а через то оскорбляют Бога — Создателя своего и вместе с тем сами себя отдают разумным лю­дям в посмеяние, а юным сердцам — в соблазн. Вот куда ведет украшение женских лиц! Такие переделывают дело Божие, как будто нехорошо соделанное, — а ведь об этом и помыслить страшно! И это делают те, которые исповедуют Христа, Сына Божия, за грехи наши распятого и умершего! О хитрость диавольская! Без поджога горит юная плоть, а тут от безстыдных женщин еще по­лучается пожар! Горе им: они огонь прилагают к огню! И как им не стыдно в народ выходить? Скажи, пожалуйста, ради чего ты с такой личиной в люди выходишь? Показать себя хочешь? Под­линно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется в тво­ем сердце! И видят люди, но одни отворачиваются от тебя, как от страшилища, а другие обращают на тебя очи свои и зачинают бо­лезнь, и раждают беззаконие.

Худо делают такие, но много хуже и на погибель себе делают те, которые в таком виде в самые храмы Божии, где святые и страшные Тайны совершаются, где Сам Бог таинственно присут­ствует, дерзают входить. Таким безстыдным женам приличеству­ет такое Божие слово: храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником (Мф. 21; 13). Скажи мне: за­чем ты в это святое и священное место пришла? Скажешь: Богу молиться? Но разве в этих нарядах приходят на молитву? В мо­литве мы пред Богом стоим, с Богом беседуем, у Бога милости просим: такие ли наряды требуются здесь? Молитве приличны воздыхания, слезы, плач, коленопреклонения, биение в перси, а не украшение тела. Если ты и воздыхать, и плакать будешь, твои уборы обличат тебя и покажут твое лицемерие. Нет, ты пришла сюда себя показать, а не молиться! Смотри же, чтобы не выйти отсюда с еще более тяжким грехом. Свято и страшно место сие: это — дом Божий! Берегись в таком месте иметь сердце, испол­ненное нечистоты, и других соблазнять, — и не безчести храма Божия, чтобы не испытать на себе Суда Божия! Помни: такая мо­литва есть прелесть, а не молитва, гордость и пышность, а не сми­рение; большее оскорбление милосердному Богу и прогневание Его, а не умилостивление: еже (что) есть в человецех высоко, мер­зость есть пред Богом (Лк. 16; 15).

А чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, приме­чай и рассуждай так: 1) Всякое излишество, всякая прихоть без оскорбления Богу не бывает. 2) Всякое добро, какое ни есть у нас, принадлежит Богу, а не нам; мы наги вышли из чрева матери и I потому нищи и бедны сами по себе, а что имеем, — все от Бога нам дано. А потому и имение свое должны расходовать по воле давшего его Бога, а не по своим прихотям. Ты требуешь отчета у своего приказчика: куда и на что он твои деньги издержал. Потре­бует и у тебя отчета Господь в данном тебе от Него богатстве. Готови же Ему ответ. 3) Украшать тело, которое скоро в прах и землю обратится, и нерадеть об украшении безсмертной души добрыми делами — великое безумие. 4) Женщины особенно да­дут ответ праведному Судье за соблазн: горе бо человеку тому, имже соблазн приходит, глаголет Господь! (Мф. 18; 7) Страшно соблазнить и одного человека, ибо каждый человек искуплен Кровью Христовой, тем более соблазнять многих, за которых про­лита Христова Кровь! А сколько таких, которые прельщаются при­творной красотой и погибают! Знает это один Бог-Сердцеведец, Который будет судить нелицемерно и прельстивших, и прельстив­шихся! Внимай этому, жена: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5; 10). 5) О, если бы женщины, назы­вающие себя христианками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грехи и беззакония наши потерпело биение и оплевание и не имело вида, ниже доброты, они никогда не захотели бы украшать свое тело и лица свои на прельщение душ человеческих, которые Он искупил Своей смер­тью! Но, видно, забыли они это великое и страшное дело, когда только об одной суете помышляют! 6) Пусть же помнят они, что по лицу, ныне раскрашенному, будут некогда черви ходить и пол­зать, и тело, которое ныне благовонными мастями пахнет, будет издавать тогда смрад нестерпимый, а потом обратится в прах. 7) Как все эти женские суетные наряды Богу ненавистны, может всякий сам прочитать и видеть в третьей главе Книги пророка Исаии (особенно ст. 16—25).

Выписки из Творений святителя Тихона Задонского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 383-386


STSL.Ru


10 Ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...