Троицкие листки, № 2. Пир веры. Христос воскресе!

Внидите вси в радость Господа своего... 
Трапеза исполнена... еси насладитеся пира веры! 


Воскресение Христово.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Так приглашает Святая Церковь устами Златословесного учителя к празднованию светлого Христова Воскресения. И с какой радостью православные стекаются в храмы Божии на сие приглашение! И дряхлые старцы, и малые дети, не говоря уже о прочих, все спешат на сей чудный пир веры, все с трепетным сердцем ждут — не дождутся наступления торжественной минуты, когда звон праздничного колокола возвестит начало торжества. Между тем, храм наполняется благоуханием фимиама в знамение обильного излияния на нас благодати Божией чрез Воскресение Христово. В самую полночь загудел, наконец, и колокол. Смолкли скорбные песнопения Великой Субботы. Еще немного — и во глубине святого алтаря, будто на небе, слышится умилительно протяжное пение священнослужителей: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси... Все слышнее и слышнее льются священные звуки, священнослужители в белых блистающих облачениях вышли из алтаря, точно Ангелы с неба, и купно со всем собором верующих исходят из храма, со святыми иконами, с возженными свечами в руках в знамение духовного веселия и радости, и, повторяя ту же священную песнь, обходят вокруг храма. Это шествие знаменует раннее течение святых Мироносиц ко Гробу Спасителя. 

Шествие останавливается у западных дверей храма — в воспоминание того, что и святые Мироносицы получили первое благовестие о воскресении Господа у дверей Гроба Его. Здесь, вне храма, как бы вслух всего мира, всей твари, после славословия Святой Троицы из уст священнослужителя, точно из уст Ангела Благовестника, впервые раздается всерадостное: Христос воскресе из мертвых... Сердце затрепетало от восторга, слезы покатились из глаз... Священнослужитель осеняет Крестом врата храма, и — они отверзаются; с восторженной песнью Воскресения верующие из тьмы ночной вступают в благоухающий фимиамом, блистающий бесчисленными огнями храм, подобно тому, как древние праотцы, изведенные Спасителем из тьмы и сени смертной, ликуя входили в рай, отверстый для них силою Креста Христова. 

После великой ектении тотчас же начинается пение Пасхального канона, который есть творение великого псалмопевца Новозаветной Церкви, святого Иоанна Дамаскина. Кто не знает этого чудного канона? У кого не исторгал он сладостных слез умиления, духовного восторга? Вдохновенный певец обтекает весь мир — видимый и невидимый, небо и землю, и самую преисподнюю, всех, все и повсюду призывая к торжеству и радости!

Все Пасхальное Богослужение Православной Церкви до такой степени проникнуто величием и светлым торжеством, что верующая душа, забывая все земное, уносится умом и сердцем на небо, и вся воинствующая на земле Церковь на сие время как бы преображается в торжествующую на Небеси, сливаясь с ней, последней, в славословии Воскресшего Спасителя. Даже псалмы Давидовы, составляющие непременную часть каждого богослужения нашей Церкви, и сии псалмы (кроме хвалитного), как песнопения более или менее покаянные, вовсе отменяются. — Среди неумолкающих песнопений во славу Воскревшего Господа священнослужители с Крестом, возженною свечой и кадилом обходят всю церковь, приветствуя всех радостных: Христос воскресе!  

В конце утрени вся церковь представляет святое зрелище единения и торжества взаимной любви всех сынов Отца Небесного. Священнослужители, изображая собою Небесную Церковь, а миряне — земную, начинают все взаимно приветствовать друг друга братским целованием и сладостными словами: Христос воскресе — воистину воскресе! При сем православные дарят друг другу красные яйца по примеру святой Марии Магдалины, которая предстала императору Тиверию в Риме с красным яйцом и начала проповедь о Христе словами: Христос воскресе! Яйцо, как знамение возрождения, окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение Кровью Спасителя. 

После всеобщего целования читается вдохновенное слово Златоуста и утреня оканчивается. Часы Пасхи составлены также из песнопений, и каждая песнь гласит о победе Христа над смертью и адом. 

На литургии Евангелие читается всеми священнослужителями, повторяемое по частям в разных частях храма, а где можно, например, в монастырях и соборных церквах, то и на нескольких языках, причем бывает особый звон на каждой статье. Сим изображается благовестие всему миру о Воскресении Господа. На вечерне Евангелие читает настоятель, обратясь лицом к народу, дабы тем яснее напомнить явление Господа ученикам Своим в вечер первого дня по воскресении, о чем и повествуется в читаемом тогда Евангелии. 

Другие особенности праздника Пасхи: 

1) Во святом алтаре или в храме, на особом столе полагается хлеб, именуемый артос (слово греческое и значит "хлеб"), с изображением Креста или образа Воскресения Христова; сей хлеб носится в крестных ходах, а в монастырях и в трапезу, во всю Светлую Седмицу и раздается верующим в субботу. Он изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения, и ту часть хлеба, которую святые апостолы оставляли в честь Господа Иисуса за трапезою после Его Вознесения на небо. Артос должно вкушать прежде обычного ядения, как хлеб священный, но не более; а посему те, которые почитают вкушение его равным Причащению Пречистых Таин Христовых, много согрешают, ибо никакой хлеб и ничто вообще не может заменить Животворящего Тела и Крови Христовой. 

2) Царские врата и другие двери во святой алтарь во всю Светлую Седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением для всех открыл вход в Царство Небесное. 

3) Во всю Светлую Седмицу бывает целодневный звон, знаменующий торжество Церкви, празднующей во славу Победителя ада и смерти. 

4) На все время от Пасхи до Троицына дня церковные правила воспрещают коленопреклонения и земные поклоны, как неприличные празднованию Воскресения Христова. (Правило 20-е I Вселенского Собора). 

5) Святая Плащаница остается в алтаре, на святом престоле, до дня Вознесения в знамение того, что Господь по Своем Воскресении еще 40 дней пребывал на земле. 


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО Молодая гвардия.

2 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
28 марта 1917 года после произнесения мятежной проповеди в пустыни Святого Параклита в Троице-Сергиеву Лавру был возвращен иеромонах Смарагд, в прошлом священник 3-го Рижского пограничного полка.


101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева

Отец Сергий Трубачев родился 26 марта 1919 года в с. Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева и его супруги Клавдии Георгиевны, урожденной Санковой. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре...

День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

26 марта 1589 года преставилась ко Господу юная княжна Евдокия Магнусовна (+ 1589), дочь вдовой королевы Марфы Владимировны и племянница Иоанна IV Грозного, внучка последнего Старицкого князя Владимира Андреевича. Погребена в Успенском соборе Троицкой обители.

Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»
Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»

В ночь на 26 марта 1821 года «великая буря» сорвала железную кровлю со всеми стропилами и обрешеткой с ограды Троице-Сергиевой Лавры между Красной и Ректорской башнями. Убыток составил около 800 рублей.

Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича
Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича

25 марта 1479 года, 540 лет назад, у великого князя Московского Иоанна III Великого и Софии Палеолог родился сын княжич Василий. Зачатию предшествовало явление Софии преподобного Сергия Радонежского.