Троицкие листки, № 2. Пир веры. Христос воскресе!

Внидите вси в радость Господа своего... 
Трапеза исполнена... еси насладитеся пира веры! 


Воскресение Христово.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Так приглашает Святая Церковь устами Златословесного учителя к празднованию светлого Христова Воскресения. И с какой радостью православные стекаются в храмы Божии на сие приглашение! И дряхлые старцы, и малые дети, не говоря уже о прочих, все спешат на сей чудный пир веры, все с трепетным сердцем ждут — не дождутся наступления торжественной минуты, когда звон праздничного колокола возвестит начало торжества. Между тем, храм наполняется благоуханием фимиама в знамение обильного излияния на нас благодати Божией чрез Воскресение Христово. В самую полночь загудел, наконец, и колокол. Смолкли скорбные песнопения Великой Субботы. Еще немного — и во глубине святого алтаря, будто на небе, слышится умилительно протяжное пение священнослужителей: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси... Все слышнее и слышнее льются священные звуки, священнослужители в белых блистающих облачениях вышли из алтаря, точно Ангелы с неба, и купно со всем собором верующих исходят из храма, со святыми иконами, с возженными свечами в руках в знамение духовного веселия и радости, и, повторяя ту же священную песнь, обходят вокруг храма. Это шествие знаменует раннее течение святых Мироносиц ко Гробу Спасителя. 

Шествие останавливается у западных дверей храма — в воспоминание того, что и святые Мироносицы получили первое благовестие о воскресении Господа у дверей Гроба Его. Здесь, вне храма, как бы вслух всего мира, всей твари, после славословия Святой Троицы из уст священнослужителя, точно из уст Ангела Благовестника, впервые раздается всерадостное: Христос воскресе из мертвых... Сердце затрепетало от восторга, слезы покатились из глаз... Священнослужитель осеняет Крестом врата храма, и — они отверзаются; с восторженной песнью Воскресения верующие из тьмы ночной вступают в благоухающий фимиамом, блистающий бесчисленными огнями храм, подобно тому, как древние праотцы, изведенные Спасителем из тьмы и сени смертной, ликуя входили в рай, отверстый для них силою Креста Христова. 

После великой ектении тотчас же начинается пение Пасхального канона, который есть творение великого псалмопевца Новозаветной Церкви, святого Иоанна Дамаскина. Кто не знает этого чудного канона? У кого не исторгал он сладостных слез умиления, духовного восторга? Вдохновенный певец обтекает весь мир — видимый и невидимый, небо и землю, и самую преисподнюю, всех, все и повсюду призывая к торжеству и радости!

Все Пасхальное Богослужение Православной Церкви до такой степени проникнуто величием и светлым торжеством, что верующая душа, забывая все земное, уносится умом и сердцем на небо, и вся воинствующая на земле Церковь на сие время как бы преображается в торжествующую на Небеси, сливаясь с ней, последней, в славословии Воскресшего Спасителя. Даже псалмы Давидовы, составляющие непременную часть каждого богослужения нашей Церкви, и сии псалмы (кроме хвалитного), как песнопения более или менее покаянные, вовсе отменяются. — Среди неумолкающих песнопений во славу Воскревшего Господа священнослужители с Крестом, возженною свечой и кадилом обходят всю церковь, приветствуя всех радостных: Христос воскресе!  

В конце утрени вся церковь представляет святое зрелище единения и торжества взаимной любви всех сынов Отца Небесного. Священнослужители, изображая собою Небесную Церковь, а миряне — земную, начинают все взаимно приветствовать друг друга братским целованием и сладостными словами: Христос воскресе — воистину воскресе! При сем православные дарят друг другу красные яйца по примеру святой Марии Магдалины, которая предстала императору Тиверию в Риме с красным яйцом и начала проповедь о Христе словами: Христос воскресе! Яйцо, как знамение возрождения, окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение Кровью Спасителя. 

После всеобщего целования читается вдохновенное слово Златоуста и утреня оканчивается. Часы Пасхи составлены также из песнопений, и каждая песнь гласит о победе Христа над смертью и адом. 

На литургии Евангелие читается всеми священнослужителями, повторяемое по частям в разных частях храма, а где можно, например, в монастырях и соборных церквах, то и на нескольких языках, причем бывает особый звон на каждой статье. Сим изображается благовестие всему миру о Воскресении Господа. На вечерне Евангелие читает настоятель, обратясь лицом к народу, дабы тем яснее напомнить явление Господа ученикам Своим в вечер первого дня по воскресении, о чем и повествуется в читаемом тогда Евангелии. 

Другие особенности праздника Пасхи: 

1) Во святом алтаре или в храме, на особом столе полагается хлеб, именуемый артос (слово греческое и значит "хлеб"), с изображением Креста или образа Воскресения Христова; сей хлеб носится в крестных ходах, а в монастырях и в трапезу, во всю Светлую Седмицу и раздается верующим в субботу. Он изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения, и ту часть хлеба, которую святые апостолы оставляли в честь Господа Иисуса за трапезою после Его Вознесения на небо. Артос должно вкушать прежде обычного ядения, как хлеб священный, но не более; а посему те, которые почитают вкушение его равным Причащению Пречистых Таин Христовых, много согрешают, ибо никакой хлеб и ничто вообще не может заменить Животворящего Тела и Крови Христовой. 

2) Царские врата и другие двери во святой алтарь во всю Светлую Седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением для всех открыл вход в Царство Небесное. 

3) Во всю Светлую Седмицу бывает целодневный звон, знаменующий торжество Церкви, празднующей во славу Победителя ада и смерти. 

4) На все время от Пасхи до Троицына дня церковные правила воспрещают коленопреклонения и земные поклоны, как неприличные празднованию Воскресения Христова. (Правило 20-е I Вселенского Собора). 

5) Святая Плащаница остается в алтаре, на святом престоле, до дня Вознесения в знамение того, что Господь по Своем Воскресении еще 40 дней пребывал на земле. 


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО Молодая гвардия.

2 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...