Троицкие листки, № 178. Невидимые сети

Троицкие листки, № 178. Невидимые сети
И не введи нас во искушение.

Лк. 11, 4

Преподобный Антоний Великий однажды увидел сети, раскинутые по лицу всей земли. Пораженный множе­ством этих сетей, он воскликнул: "О, Господи! Кто же в состоянии избежать их?.." И был к нему глас Божий: "Смирение!"

Итак, недаром, возлюбленные, святая Церковь, как заботли­вая мать, провожая нас на сон грядущих, заповедует каждому из нас молиться: заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя Блаже, яко человеко­любец! Видно опасны эти сети, когда вот даже великий подвижник преподобный Антоний пришел в недоумение: возможное ли для человека дело  избежать их? Но что же это за сети, повсюду для нас расставленные? Что это за тенета, которых может избегнуть только смирение?  Сети, друзья мои, это  искушения и соблаз­ны, это такие случаи и обстоятельства, когда человек легко может потерять веру и отчаяться в своем спасении, или впасть в тяжкий грех. Еще праведный Иов сказал: Не искушение ли человеку, житие его на земли (Иов. 7, 1)? То есть, вся жизнь человека проходит сре­ди искушений; опасности подстерегают его на каждом шагу; по сему и сказано в Писании: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1). Это зна­чит: если ты решаешься жить по-Божьи, то знай, что враги твоего спасения не оставят тебя в покое: стой бодро на страже и жди от них искушений на всякий час! А врагов этих у нас много, о как много! Так, нас искушает мир, то есть мирские прелести и удо­вольствия, богатство и почести, и все то, в чем человек думает найти себе блаженство и счастье на земле. Всех таких искушений от мира не перечтешь; возьмем самый простой пример: вот в сво­бодный праздничный час захотел ты заняться чтением слова Божия или другой какой-либо душеполезной книги; но к тебе при­шел приятель и зовет тебя на гулянье  на людей посмотреть и себя показать,  знай, друг мой, что это мир искушает тебя: ты не только потеряешь там попусту драгоценный час, но и душе своей повредишь; поверь, возлюбленный: не вернуться тебе отту­да таким, каким пойдешь туда; твоя совесть скажет тебе это луч­ше меня!..  Другой опасный враг наш  это наша плоть грехолюбивая, это мы сами. Нам все хотелось бы жить посвободнее да попривольнее, повкуснее пить и есть, да подольше спать... Вот, например, в праздник благовестят к утрени, а тебе с теплою по­стелью расстаться не хочется, знай, что это плоть твоя иску­шает тебя; это она шепчет тебе: "Зачем так рано тебе вставать? Ты устал вчера, отдохни еще, на дворе темно и холодно, церковь не близко,  лучше к обедне сходишь..." Или вот настали дни святого поста: поговеть надо, повоздержаться во всем, а у нас сколько отговорок найдется, сколько снисхождения к себе и раз­ных поблажек грешной плоти!... Но самый непримиримый враг наш  это исконный человекоубийца диавол. Живет ли человек в мире со всеми  диавол старается посеять вражду и раздор. Желает ли человек честным трудом найти себе пропитание  он внушает расположение красть, искать легкой наживы, лгать и об­манывать; даже в часы молитвы, когда человек с Самим Госпо­дом Богом беседует, даже и тогда этот враг не оставляет его в покое: то напоминает ему разные дела нужные, чтобы от молит­вы отвлечь, то наводит на него целую тучу грешных помыслов, то повергает его в уныние... И чего не делает он, чтобы только сбить человека с пути правого, запутать его в своих сетях искусительных!..  Вот сколько нам искушений, друзья мои, вот сколько сетей вражеских раскинуто на узком пути к Царству Небесному! Как же поэтому не молиться нам на всякий день и час, как не взы­вать к Отцу Небесному: Отче наш! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго!

И будем молиться; и будем просить о том милосердого Госпо­да; но будем помнить и то, что все же искушения будут встречать­ся нам на каждом шагу, на всем жизненном пути, до самой смер­ти, до тех пор, пока не войдем мы в двери Царства Небесного. Если уж диавол нагло дерзнул приступить с искушением к Само­му Иисусу Христу, единому Безгрешному: то оставит ли он в по­кое нас, грешных, пока мы живем на земле?.. Значит, нечего и ду­мать о том, как бы навсегда избавиться от всяких искушений; что­бы их вовсе не было; это невозможное дело; лучше подумать о том, как поступать при встрече с искушениями? Что делать, что­бы не запутаться в этих сетях вражеских? Как пользоваться иску­шениями для своего же спасения?.. Вот это  дело возможное; Бог для того и попускает искушения, чтобы мы, претерпев иску­шение, восприяли венец жизни (Иак. 1, 12). Искушения нужны для нас самих: без них нам не распознать своих немощей; без них не имели бы настоящей цены наши добродетели; как золото очища­ется, перегорая в огне, так добродетель очищается скорбями и ис­кушениями: все нечистое, все греховное, что пристало к ней от на­шего тщеславия, самомнения, от лицемерия и человекоугодия  все это очистится скорбию, а добродетель останется, и будет бле­стеть как чистое золото в очах Божиих. Итак, хочешь ли получить венец жизни?  Не бойся искушений. Тот не воин, кто бежит с поля сражения. То и знак, что стоишь ты на пути Божием, если враги не дают тебе покоя: своего человека, им душою преданно­го, они не станут много тревожить. Вот потому-то и говорит Апо­стол: Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадае­те различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпе­ние (Иак. 1, 2-3), и блажен муж, иже претерпит искушение! (12)  Один инок много терпел обид от брата; не вынес он этого искуше­ния и перешел в другой монастырь, тут стали обижать его уже двое; он ушел и отсюда; в третьем монастыре ему пришлось терпеть уже от пятерых, — тогда он одумался и сказал сам себе: "Я бегу от искушения, а оно все больше берет силу надо мною; буду же все терпеть ради Христа!" — И стал терпеть и в терпении нашел спо­койствие души. Итак, не бегай малодушно от искушений, если Бог попустил их на тебя; но не вдавайся и сам в искушения, не напра­шивайся на них самонадеянно: это дело гордости духовной. Один монах часто докучал старцу просьбою: помолись, авва, чтобы мне получить мученический венец! — Старец долго его уговаривал не вдаваться без нужды в искушения, говорил, что за это Бог оставля­ет человека без Своей благодатной помощи и человек падает в тяж­кий грех; но ученик не слушал и все твердил свое... Старец помо­лился, и вот однажды, когда инок проходил по пустыне, его схва­тили дикие обитатели пустынных гор, привели в свой стан и начали заставлять его кланяться их идолам... Смутился бедный инок, рас­терялся и поклонился... Не берись и ты, возлюбленный, за такое дело, которое тебе не по силам; не давай, например, обещаний, ко­торых выполнить не можешь, не ходи без нужды туда, где навер­ное знаешь, что там не устоять тебе против греховного соблазна... А как часто бывает, друзья мои, что мы грешные сами ищем встре­чи с искушением и уж конечно не для того, чтобы показать свое мужество в борьбе с грехом, а просто для того, чтобы иметь слу­чай согрешить и потом сказать в свое оправдание: "Что делать! Мы  не Ангелы: искушение встретилось вот и согрешили!"  О, Господи! до чего иной раз может довести человека его воля злая  лукавая! Молимся: не введи во искушение, а сами идем на искушение; хорошо, знаем, что не попускаешь Ты искушений выше сил наших; что Ты всегда готов помочь нам во всяком искушении, как бы тяжело оно ни было; значит, если согрешаем, то сами кру­гом виноваты;  мы знаем это, и в то же время ссылаемся на иску­шения, и думаем оправдать себя разными обстоятельствами! Отче небесный! Не введи нас в искушение, наипаче же не попусти нам впасть в духовное ослепление, в тяжкий грех упорного самооправ­дания! Не уклони сердце наше в словеса лукавствия непщевати вины  подыскивать всякие извинения в грехах! (Пс. 140; 7). Гос­поди! Дай нам смирение, которое одно только и может избежать сетей вражиих, а их так много  много раскинуто на нашем пути!


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. – М.: ОАО «Молодая гвардия». С. 829-832.


21 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...