Троицкие листки № 163. Как учит о посте Священное Писание

Что такое пост? — Пост есть произвольное воздержа­ние от всякого наслаждения. Говорим — произволь­ное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, — такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Са­мим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 16-17). 


Преподобный Сергий кормит медведя. Литография Троице-Сергиевой Лавры

В книге Пророка Иоиля говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (2; 12). В книге Товита говорится: доброе дело — молит­ва с постом и справедливостью (12; 8). И действительно, ветхоза­ветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: хлеба, сказано, не ел и воды не пил (Исх. 34; 28). Давид говорит о себе: я одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34; 13); колена мои изне­могли от поста, и тело мое лишилось тука (108; 24. Читай еще: 2 Цар. 3, 35; 2 Цар. 12; 16). Пророк Илия постился также сорок дней (3 Цар. 19; 8). Постились: Ездра (2 Ездр. 8, 49-50), Неемия (1; 14) Даниил (10, 2-3), постился весь народ Израильский (Суд. 20, 26; 1 Цар. 7, 6; 31, 13; Иудиф. 4; 9-13, Есф. 4; 16, Иер. 34; 9), постились Ниневитяне (Ионы 3; 5). Вот как много примеров поста еще в Вет­хом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь все это, по слову святого Апостола Пав­ла, происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10; 11). Да и Сам Иисус Хрис­тос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: Ниневитяне, говорит Он, востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мк. 12; 41). Правда, Христос Господь освободил нас от ига вет­хозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас при­мером Своим (Мф. 4; 2), и наряду с наставлениями о том, как тво­рить милостыню (5; 1-4), как молиться (5; 5-13), прощать обиды (5; 14-15), дал наставление и о том, как должно поститься: когда поститесь, говорил Он, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постя­щимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6; 16-18). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небес­ного, — значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда уче­ники Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не по­стятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не при­шло время поститься, а приидут дни, когда отнимется у них Жених, — то есть, когда Господь не будет более видимо пребы­вать с ними, —тогда и они будут поститься (Мф. 9; 14-15). Апо­столов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвою и постом (Мк. 9; 29): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во сми­рении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. — Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Хри­ста на небо, святые Апостолы действительно постились, и пости­лись именно в таких важных случаях, когда имели особенную нуж­ду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варна­ва и его сотрудники служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я при­звал их. Тогда они, повествует святой Лука, совершив пост и мо­литву, и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2-3) Вар­нава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каж­дой церкви, помолились с постом и предали их Господу (14; 23). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской.

Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел го­ворит как о себе, так и о других Апостолах: мы во всем являем себя, как служители Божии, — в великом терпении, в бедствиях, в нуж­дах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6; 4-5). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, — наравне с терпением и трудами. — Много раз, — говорит Апостол, — был я в путешествиях... в тру­де и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11; 27). Тут Апостол ясно отличает го­лод и жажду — то есть пощение поневоле — от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом по­слании (1 Кор. 9; 27). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою (Пс. 34; 13), — колена мои изнемогли от поста (108; 24). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, греш­ные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удер­живающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. — Апостол Павел пишет к Тимофею: впредь пей не одну воду, но упот­ребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих неду­гов (1 Тим. 5; 25). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не ина­че, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла. Святой Григорий Назианзин, в слове о нищелюбии, пи­шет о святом Апостоле Петре, а Климент Александрийский, в книге "Педагог", о святом Евангелисте Матфее, что они питались толь­ко семенами хлебными. Апостол Иаков всю жизнь свою воздер­живался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной Истории (кн. 2, гл. 22). Апостол Павел, обличая соблаз­нителей, говорил: лучше вовсе не есть мяса и не пить вина, чем со­блазнить немощного брата (Рим. 14; 21). Точно так поступал он и сам: если пища, говорит он, соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век (1 Кор. 8; 13), хотя и хорошо знал, что входящее в уста не оскверняет человека, а исходящее из уст (Мф. 15; 11). Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках Святого Евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще святые Апостолы установили различие в пище. Апостольский собор в Иерусалиме, например, вовсе запретил употреблять в пищу кровь, удавленину и идоложертвенное мясо (Деян. 15; 29). А из слов святого Апостола Павла: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упраж­нения в посте и молитве (1 Кор. 7; 5), — из сих слов можно видеть, что во дни Апостолов у христиан были определенные времена для поста. И действительно, уже святой Игнатий Богоносец упомина­ет о четыредесятнице; о ней же свидетельствует 69-е правило Апо­стольское. Святой Епифаний пишет, что в его время многие вовсе не ели мяса, а в течение страстной седмицы питались только смок­вами, и то в малом количестве. А первый Вселенский Собор уже говорит о святой четыредесятнице как об установлении всем из­вестном. Если же при Апостолах были назначены особенные вре­мена для поста, то в чем же состоял самый пост? Скажут: в воздер­жании от излишества в пище; но ведь такой пост для всех обязате­лен и всегда; древние христиане, наипаче же сами святые Апостолы такой пост всегда строго и соблюдали; зачем же им было назна­чать для сего поста еще особое время? Ясно, что Апостол говорит о таком посте, когда верующие воздерживались не только от из­лишества в пище, но и от известных снедей, на время Церковью запрещаемых. И так Святая матерь наша Церковь Православная достойно и праведно содержит святые посты, почитая их Апос­тольским установлением.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 681-684.



24 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...