Троицкие листки, № 163. Как учит о посте Священное Писание

Что такое пост? – Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим – произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, – такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом – еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2:16–17).

Sergei_of_Radonezh15-1.jpg
Прп. Сергий кормит медведя. Литография Троице-Сергиевой Лавры

В книге Пророка Иоиля говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (Иоил. 2:12). В книге Товита говорится: доброе дело – молитва с постом и справедливостью (Тов. 12:8). И действительно, ветхоза­ветные праведники нередко постились: так Моисей провел 40 дней и ночей на Синае в самом строгом посте: хлеба, сказано, не ел и воды не пил (Исх. 34:28). Давид говорит о себе: я одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34:13); колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука (108:24. Читай еще: 2 Цар. 3:35; 2 Цар. 12:16). Пророк Илия постился также 40 дней (3 Цар. 19; 8). Постились: Ездра (2 Ездр. 8:49–50), Неемия (1:14) Даниил (10:2-3), постился весь народ Израильский (Суд. 20:26; 1 Цар. 7:6; 31:13; Иудиф. 4:9–13, Есф. 4:16, Иер. 34:9), постились Ниневитяне (Ион. 3:5). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь все это, по слову святого апостола Павла, происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: Ниневитяне, говорит Он, восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф. 12:41).

Правда, Христос Господь освободил нас от ига вет­хозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим (Мф. 4:2), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню (Мф. 5:1–4), как молиться (Мф. 5:5–13), прощать обиды (Мф. 5:14–15), дал наставление и о том, как должно поститься: когда поститесь, говорил Он, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постя­щимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:16–18). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не по­стятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а приидут дни, когда отнимется у них Жених, – т.е., когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – тогда и они будут поститься (Мф. 9:14-15). Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвою и постом (Мк. 9; 29): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов.

Из книги Деяний апостольских мы видим, что, по Вознесении Иисуса Христа на небо, святые апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варна­ва и его сотрудники служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, повествует святой Лука, совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:2–3). Вар­нава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, помолились с постом и предали их Господу (Деян. 14:23). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди евангельской.

Значит, пост даже святые апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других апостолах: мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6:4–5). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. Много раз, говорит апостол, был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:27). Тут он ясно отличает голод и жажду – т.е. пощение поневоле – от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом послании (1 Кор. 9:27). Умерщвляю, говорит, т.е. постом, как толкует святой Иоанн Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою (Пс. 34:13), – колена мои изнемогли от поста (108:24). Значит, и такие святые люди, как апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды.

Апостол Павел пишет к Тимофею: впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:25). Значит, апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла. Святой Григорий Назианзин, в слове о нищелюбии, пишет о святом апостоле Петре, а святитель Климент Александрийский, в книге «Педагог», о святом евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. Апостол Иаков всю жизнь свою воздерживался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории (кн. 2, гл. 22). Апостол Павел, обличая соблазнителей, говорил: лучше вовсе не есть мяса и не пить вина, чем соблазнить немощного брата (Рим. 14:21). Точно так поступал он и сам: если пища, говорит он, соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век (1 Кор. 8:13), хотя и хорошо знал, что входящее в уста не оскверняет человека, а исходящее из уст (Мф. 15:11).

Историк Евсевий в Церковной истории (гл. 17) рассказывает об учениках святого евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще святые апостолы установили различие в пище. Апостольский собор в Иерусалиме, например, вовсе запретил употреблять в пищу кровь, удавленину и идоложертвенное мясо (Деян. 15:29). А из слов святого апостола Павла: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7:5), – из сих слов можно видеть, что во дни апостолов у христиан были определенные времена для поста. И действительно, уже святой Игнатий Богоносец упоминает о Четыредесятнице; о ней же свидетельствует 69-е правило апостольское. Святой Епифаний пишет, что в его время многие вовсе не ели мяса, а в течение страстной седмицы питались только смоквами, и то в малом количестве. А первый Вселенский Собор уже говорит о святой Четыредесятнице как об установлении всем известном.

Если же при апостолах были назначены особенные времена для поста, то в чем же состоял самый пост? Скажут: в воздержании от излишества в пище; но ведь такой пост для всех обязателен и всегда. Древние христиане, наипаче же сами святые апостолы такой пост всегда строго и соблюдали. Зачем же им было назначать для сего поста еще особое время? Ясно, что апостол говорит о таком посте, когда верующие воздерживались не только от излишества в пище, но и от известных снедей, на время Церковью запрещаемых. И так Святая матерь наша Церковь Православная достойно и праведно содержит святые посты, почитая их апостольским установлением.

Источник: Троицкие листки: дух.-нр. чтение для народа. М.: Молодая гвардия. Т. 1. – С. 681-684.


25 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.