Троицкие листки, № 12. Горящая свеча

Троицкие листки, № 12. Горящая свеча

«Завтра прииду!»

Слышишь слово сие от людей: завтра прииду. Слово сие говорит человек, когда его другой к себе зовет; тогда он, или делом каким занят, или иную какую нужду имея и от дома своего отлучитися не могуще, зовущему его отвещает тако: завтра прииду. Христианине! Христос нас зовет к Себе, и зовет всегда и непрестанно: приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф. 11; 28). Здесь Христос Господь призывает на покаяние и чрез покаяние всех грешников к Себе. Но многие христиане отлагают мое покая­ние и как бы отказывают Христу, и хотя не устами, но сердцем говорят: завтра прииду. У всех, которые день от дня обращение и покаяние истинное отлагают, таковая мысль есть, и слово сие — завтра прииду, в сердце имеются. Все таковые говорят в сердце своем: завтра прииду. Говорит блудник, прелюбодей и нечистоты любитель: завтра прииду. Говорит пьяница и сластолюбец: зав­тра прииду. Говорит в гордости, пышности и в суете мира сего живущий: завтра прииду. Говорит сребролюбец, вор и хищник: зав­тра прииду. Говорит всяк грешник, который в грехах живет и не исправляется: завтра прииду. А многие до болезни, многие до кон­чины своей покаяние свое отлагают. Есть такие, которые и не ду­мают о том. Таковые неотменно говорят в сердце своем: несть Бог (Пс. 13; 1). О, бедный грешник! почто утрешний день обеща­ешь себе, который не в твоей, но в Божией власти есть? Что, когда завтрашнего дня не дождешься? Что, когда Царский указ к тебе приидет тотчас, и позовет тебя Царь Небесный Господь не к покая­нию уже, но к ответу и Суду? Какой страх, трепет, ужас и отчая­ние будут колебать тогда душу твою! Смерть невидимой дорогой за всяким ходит и восхищает человека, когда не чает, и где не чает, и как не чает. Что, когда она и к тебе в таких мыслях приидет, и без голоса возгласит тебе: "Иди, человече, Господь Вседержитель зо­вет тебе?" — Что, будешь ли говорить тогда: завтра прииду? Нет! хотя и не хочешь, но пойдешь. Но с какой надеждой? Не знаю! — Грешная душа! Бог обещал нам благодать Свою и милость, но ут­решнего дня не обещал. А Дух Святый глаголет: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Пл. 94; 7, 8). Пропо­ведники Христовы то и знают, что покаяние проповедуют и греш­никам возглашают: покайтеся и приидите ко Христу. Но грешная душа отвещает в сердце своем: завтра прииду! Слепой грешник! рассуди и осмотрись, кому ты тако отказываешь в сердце своем. Завтра nрииду?! Зовет тебя Бог и Господь твой, Создатель твой, Царь царствующих, зовет щедрый и милостивый,, долготерпели­вый и многомилости­вый Господь, зовет любезно, зовет Иисус, Искупитель твой, Ко­торый пострадал и умер за спасение твое; зовет, да не впадеши в вечную погибель и смерть, зовет в вечное Свое царство и бла­женство. Он жалеет тебя, яко Милосерд, да не погибнеши. Но ты Ему отвечаеши мыслью и нераскаян­ным нравом, и неис­правным сердцем: зав­тра прииду! Безстыдно царю земному отказывать и гово­рить: завтра прииду, весьма тяжко и безстыдно Небесному Царю отказывать и ответствовать: завтра прииду. Тяжко и безстыдно, но и страшно. Ибо будет время, когда восхотят грешни­ки придти к Нему, но затворены будут двери. Тогда услышат: не вем вас, вы Мене не знали, и я вас не слушаю (Лк. 13; 25-27). По­неже звах, и не послушаете, и простирах словеса, и не внимаете, но отметаете Моя советы, и Моим обличением не внимаете: убо и Аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам па­губа (Притч. 1; 24-26). Сего ради глаголет: днесь, еще глас Его ус­лышите, не ожесточите сердец ваших! Не медли убо, грешник, обратитися ко Господу, да чтобы не вместо милости Божией Суд Божий на себе не дознал. Ко Христу приходим не ногами, но серд­цем, не пременением места, но пременением воли и нравов в лучшее. Кто внутри себя изменится, и от злого обычая отставши покаянием себе очищает, и всякого бережется греха, и воле Хри­стовой угождает, тот ко Христу идет, и уже не говорит: завтра прииду, по с Пророком глаголет: готово сердце мое Боже, готово сердце мое! (Пс. 107; 2). Се иду! Востав, иду ко Отцу моему, и реку Ему: Отче, согреших на небо и пред Тобою; и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих (Лк. 15; 18). О, коль любезно смотрит на таковую душу возвра­тившуюся и идущую к Себе Иисус Христос! — "Ах, сын Мой изгибший ко Мне возвращается цел! Милуя, помилую его, и щедря, ущедрю его. Радуйтеся Ангели, яко обретеся погибшая драх­ма. Сын Мой, отлучившийся от Мене, ко Мне возвратился здрав. Любезное Мое создание, человек по образу Моему и по подо­бию сотворенный, но погибший, цел обретеся". Бедный греш­ник! встанем мы тако, и поскорее поспешим к Благоутробному Отцу нашему. Он ждет нас и пришедших распростертыми рука­ми обымет. Нигде и ни в чем покоя мы не сыщем, кроме Его. Он един упокоевает нас: приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы! Полно уже на чужой стороне мед­лить, полно злому господину работать, полно грехами, яко рожцами негодными, питаться. Воставше, пойдем к Отцу нашему, и будет питать нас трапезою, каковая сынам Его представляется: Отче! согреших на небо и пред Тобою: и уже несмь достоин наре­щися сын Твой: сотвори убо мя, яко единаго от наемник Твоих!

Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского


ГОРЯЩАЯ СВЕЧА

Человече! Что свеща горящая пред тобою, тое пред тобою житие твое. Чем свеща более горит, тем более умаляется: тако ты, чем более живешь, тем более сокращается житие твое. Догорает свеща и погасает, тако оканчивает человек житие свое и умирает. Как погаснет свеща, то кажется, как бы ее не было, — тако, когда умрет человек и погребется, кажется, как бы и не был. Видишь, человек, что есть человек, и что есть житие его! Поминай убо, что тако и житие твое погаснет, как видишь погасшую свешу; и зара­нее готовься к кончине твоей, да блаженно скончаешися. Скажи мы, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лшиаюся аз? Се пяди положил ecu дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый! Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я (Пс. 38; 5-7).

Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 51-54.


STSL.Ru


24 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...