Троицкие листки № 118. Мужья и жены

Троицкие листки № 118. Мужья и жены

Удивительное дело, — говорит святитель Тихон, — удивительное и вместе достойное сожаления! Где бы, кажется, и быть самой искренней любви, как не меж­ду мужем и женою? По самой природе человек лю­бит отца и мать; но святое Писание говорит: оста­вит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей; и будета два в плоть едину (Быт. 2; 24). Стало быть, муж и жена — едина плоть, по слову Писания. А кто же враждует на свою плоть? Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5; 29). Но сколько иногда бывает вражды и между сими ли­цами, столь тесно связанными! Так-то действует хитрость диавольская: где она примечает больше любви, там она прилагает больше старания разорвать союз любви, и положить свою враж­ду. А сколько бывает оттого вреда — и сказать нельзя"!.. Но как же избежать этого зла? 

Послушаем мудрых наставлений того же святителя. "Муж, — говорит он, — должен любить свою жену: Мужие, любите своя жены, поучает Апостол, и в пример пред­ставляет Самого Христа Сына Божия, Который любит Свою Цер­ковь (Еф. 5; 25). Жена должна не только любить своего мужа, но и повиноваться ему: жены, повинуйтеся своим мужем, якоже по­добает о Господе (Кол. 3; 18). Оба они должны хранить верность друг другу, соблюдать супружеское ложе непорочно, ибо сказано: честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелю­бодеем судит Бог (Евр. 13; 4). Ни муж жены, ни жена мужа не дол­жны оставлять до смерти; как обещались пред Богом друг другу, так и оставаться должны неразлучными до кончины". Вот глав­ные обязанности мужа и жены, по указанию святителя Тихона: муж — люби свою жену, жена — повинуйся мужу, и оба будьте верны друг другу. Заметьте: мужу сказано только люби, но не ска­зано: повинуйся, ибо муж глава есть жены, яко же и Христос Глава Церкве (Еф. 5; 23). А жене сказано: люби и повинуйся, ибо и святой Апостол заповедал: жене у нити не повелеваю, ни владети (управлять) мужем (1 Тим. 2; 12). "Да не стыдится и ныне, — го­ворит святитель Тихон, — жена называть мужа своего господи­ном, если хочет быть дщерью святой Сарры!"

Вот Самим Богом установленный порядок отношений между мужем и женою! И нет семьи счастливее той, в которой строго соблюдается этот порядок, — где муж любит жену, жена любит мужа и повинуется ему, где оба они живут душа в душу, так что нет у них ни одного домашнего дела, которое не решалось бы об­щим советом, — и горе и радость, несчастье и счастье — все де­лится пополам! Кто не знает, что и горе, которое выскажешь близ­кому другу, — только наполовину горе; и радость, которою по­делишься с родным человеком, — уже двойная радость? А какой же друг у мужа ближе жены, и кто для жены ближе и роднее мужа? О, счастлив муж, которому Бог послал жену добродетельную; по слову Премудрого — она дороже всяких жемчугов! (Прит. 31; 10). Счастлива семья, в которой муж и жена живут взаимною лю­бовью, — благословенна та семья от Господа! — Но как только в семье нарушается этот Самим Богом установленный порядок отно­шений между мужем и женою, — не жди добра, не видать счастья семье! А нарушается он, этот порядок, тогда, когда — или жена берет верх над мужем, или муж тиранит жену, или же, наконец, при всем благоразумии мужа, жена не хочет знать своих обязан­ностей и идет во всем наперекор мужу.

И в самом деле: вот дом, где жена, как говорится, командует над мужем. Муж безрассудно готов исполнять все ее прихоти. Как жалко смотреть на такого человека! Он любит ее без ума, и угождает во всем без ума, но этой безумной любовью только вре­дит и себе и ей... Она делается своенравна и капризна; он стано­вится просто прислужником своей жены; она — его идол, он не смеет без ее позволения ни шагу сделать, ни слова сказать; жена мешается во все его дела, не только по хозяйству, но и по его службе общественной, — хотя она ничего не понимает в этих делах; но муж не смеет ей противоречить: он боится ее немилос­тивого взгляда, трепещет ее неласкового слова. Дети все это ви­дят и перестают уважать отца, — мать всегда стоит за них го­рой, покрывает все их шалости и глупости... И горе такому мяг­косердечному мужу, горе всей такой семье! — Хотите ли знать, до чего может довести такое превращение Самим Богом уста­новленного порядка? Вспомните Соломона, Этого премудрого из премудрых царей: по прихоти своих жен он настроил в своей сто­лице капищ идольских и сам приносил жертвы идолам. Вспом­ните Ирода, который не посмел отказать своей жене (ведь он хо­рошо знал, что дочь просит по научению своей матери) в чем? — страшно сказать! — в голове величайшего из Пророков! Вспом­ните, наконец, тысячи примеров, когда дети, избалованные ма­терью, гнали из дому родного отца, да уж кстати не спускали и матери!...

Но бывает и наоборот. Бывает, что муж почти и за человека не считает своей жены. Рассвирепел он пьяный, и вот на ком по­казать власть? На жене... Не удалось что-нибудь в работе — опять жена виновата. И в деле и не в деле, и в сердцах и в шутку на бедную жену сыплются побои и ругательства... "Моя жена, что хочу, то и творю над нею!" — рассуждает безумный муж. И сколь­ко горя несет такая страдалица, сколько приходится вытерпеть ей, безответной — один Бог ведает!.. А когда подумаешь, что это творится в семье христианской, между людьми православ­ными, то как-то стыдно становится пред какими-нибудь еврея­ми, которые лучше таких православных обходятся со своими же­нами!.. "Други мои! — поучает один добрый пастырь: — жена вовсе не раба мужу, а подруга, помощница ему, по назначению Господню. Следовательно, не так ли, как с равной подругой, и надо с ней обходиться мужу? Жена создана Богом нарочито из ребра мужнина: значит, не жену, а себя мы порочим, унижая жен­щину, и на себя самих, на свою плоть и кровь восстаем в подобных случаях. Далее: жена твоя — мать родным твоим детям; побоя­ми ты унижаешь ее в их глазах. Она дана тебе Самим Богом, и ты пред лицом всей Церкви обещался любить ее по гроб; она участ­ница такая же, как и ты, в дарах Святого Духа; она, как и ты, член святой Церкви и сонаследница тебе в Небесном Царствии.

А ты ее, сонаследницу Христову, бьешь и тиранишь? — "Но она того стоит?" — скажешь ты. А ты не стоишь, чтобы Господь ка­рал тебя ежечасно за твои беззакония? Ты забыл, сколько раз окрадывал свою семью, пропивая семейное достояние? Ты забыл про грехи неверности своей жене? — "Но она сварлива?" — А ты ласков был с нею всегда и старался лаской исправить ее? — "Она глупа"? — А ты умен, что думаешь побоями вложить ей ума?.. Святой Апостол Павел увещевает: любите своих жен, а не будьте к ним суровы (Кол. 3; 19). Обращайтесь благоразумно с женами, поучает святой Апостол Петр, как с немощнейшим сосу­дом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3; 7). Помните: пред Богом нет мужеского пола, ни жен­ского (Гал. 3; 28), — все равны, а выше тот, кто более благоугождает Ему!

Бывает, наконец, и то, что как благоразумно ни поступал муж, он никак не может завести порядка в доме; жена во все мешается, хотя и ничего не умеет сделать, во всем идет наперекор мужу, или же вовсе ничего не хочет делать, бросает детей и хозяйство на од­ного мужа, занимается только собой да нарядами. Говорить ли о женах-пьяницах? Что может быть противнее пьяной женщины?.. Понятно, что уж тут не может быть и речи о доброй советнице; поистине лучше жити с львом и змием, неже жити с такою же­ною! (Сир. 25; 18)... Терпит-терпит иной несчастный муж такой жены, да и бросит все, и сам пойдет — куда? — Заливать, свое горе горькое...

Но нет, несчастный брат мой о Христе! Не ходи туда, не губи души своей! Этот крест послал тебе Господь, а ведь Он и Сам по­нес за нас с тобой крест — да еще какой тяжелый!.. Он хочет, что­бы мы были причастниками страданий Его: вот и посылает тому, кого любит, тяжелые кресты... Понеси же в терпении свой крест до конца; не бойся его тяжести: Кто возложил его на тебя, Тот и поможет, ведь Он Господь милосердый... А кто знает, может быть за твое терпение Он и жену твою обратит на путь спасения? О, какая это будет радость для тебя, да не для тебя только, но и для всех Ангелов Небесных!.. Аминь.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 501-504 


STSL.Ru


17 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.