Троицкие листки № 118. Мужья и жены

Троицкие листки № 118. Мужья и жены

Удивительное дело, — говорит святитель Тихон, — удивительное и вместе достойное сожаления! Где бы, кажется, и быть самой искренней любви, как не меж­ду мужем и женою? По самой природе человек лю­бит отца и мать; но святое Писание говорит: оста­вит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей; и будета два в плоть едину (Быт. 2; 24). Стало быть, муж и жена — едина плоть, по слову Писания. А кто же враждует на свою плоть? Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5; 29). Но сколько иногда бывает вражды и между сими ли­цами, столь тесно связанными! Так-то действует хитрость диавольская: где она примечает больше любви, там она прилагает больше старания разорвать союз любви, и положить свою враж­ду. А сколько бывает оттого вреда — и сказать нельзя"!.. Но как же избежать этого зла? 

Послушаем мудрых наставлений того же святителя. "Муж, — говорит он, — должен любить свою жену: Мужие, любите своя жены, поучает Апостол, и в пример пред­ставляет Самого Христа Сына Божия, Который любит Свою Цер­ковь (Еф. 5; 25). Жена должна не только любить своего мужа, но и повиноваться ему: жены, повинуйтеся своим мужем, якоже по­добает о Господе (Кол. 3; 18). Оба они должны хранить верность друг другу, соблюдать супружеское ложе непорочно, ибо сказано: честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелю­бодеем судит Бог (Евр. 13; 4). Ни муж жены, ни жена мужа не дол­жны оставлять до смерти; как обещались пред Богом друг другу, так и оставаться должны неразлучными до кончины". Вот глав­ные обязанности мужа и жены, по указанию святителя Тихона: муж — люби свою жену, жена — повинуйся мужу, и оба будьте верны друг другу. Заметьте: мужу сказано только люби, но не ска­зано: повинуйся, ибо муж глава есть жены, яко же и Христос Глава Церкве (Еф. 5; 23). А жене сказано: люби и повинуйся, ибо и святой Апостол заповедал: жене у нити не повелеваю, ни владети (управлять) мужем (1 Тим. 2; 12). "Да не стыдится и ныне, — го­ворит святитель Тихон, — жена называть мужа своего господи­ном, если хочет быть дщерью святой Сарры!"

Вот Самим Богом установленный порядок отношений между мужем и женою! И нет семьи счастливее той, в которой строго соблюдается этот порядок, — где муж любит жену, жена любит мужа и повинуется ему, где оба они живут душа в душу, так что нет у них ни одного домашнего дела, которое не решалось бы об­щим советом, — и горе и радость, несчастье и счастье — все де­лится пополам! Кто не знает, что и горе, которое выскажешь близ­кому другу, — только наполовину горе; и радость, которою по­делишься с родным человеком, — уже двойная радость? А какой же друг у мужа ближе жены, и кто для жены ближе и роднее мужа? О, счастлив муж, которому Бог послал жену добродетельную; по слову Премудрого — она дороже всяких жемчугов! (Прит. 31; 10). Счастлива семья, в которой муж и жена живут взаимною лю­бовью, — благословенна та семья от Господа! — Но как только в семье нарушается этот Самим Богом установленный порядок отно­шений между мужем и женою, — не жди добра, не видать счастья семье! А нарушается он, этот порядок, тогда, когда — или жена берет верх над мужем, или муж тиранит жену, или же, наконец, при всем благоразумии мужа, жена не хочет знать своих обязан­ностей и идет во всем наперекор мужу.

И в самом деле: вот дом, где жена, как говорится, командует над мужем. Муж безрассудно готов исполнять все ее прихоти. Как жалко смотреть на такого человека! Он любит ее без ума, и угождает во всем без ума, но этой безумной любовью только вре­дит и себе и ей... Она делается своенравна и капризна; он стано­вится просто прислужником своей жены; она — его идол, он не смеет без ее позволения ни шагу сделать, ни слова сказать; жена мешается во все его дела, не только по хозяйству, но и по его службе общественной, — хотя она ничего не понимает в этих делах; но муж не смеет ей противоречить: он боится ее немилос­тивого взгляда, трепещет ее неласкового слова. Дети все это ви­дят и перестают уважать отца, — мать всегда стоит за них го­рой, покрывает все их шалости и глупости... И горе такому мяг­косердечному мужу, горе всей такой семье! — Хотите ли знать, до чего может довести такое превращение Самим Богом уста­новленного порядка? Вспомните Соломона, Этого премудрого из премудрых царей: по прихоти своих жен он настроил в своей сто­лице капищ идольских и сам приносил жертвы идолам. Вспом­ните Ирода, который не посмел отказать своей жене (ведь он хо­рошо знал, что дочь просит по научению своей матери) в чем? — страшно сказать! — в голове величайшего из Пророков! Вспом­ните, наконец, тысячи примеров, когда дети, избалованные ма­терью, гнали из дому родного отца, да уж кстати не спускали и матери!...

Но бывает и наоборот. Бывает, что муж почти и за человека не считает своей жены. Рассвирепел он пьяный, и вот на ком по­казать власть? На жене... Не удалось что-нибудь в работе — опять жена виновата. И в деле и не в деле, и в сердцах и в шутку на бедную жену сыплются побои и ругательства... "Моя жена, что хочу, то и творю над нею!" — рассуждает безумный муж. И сколь­ко горя несет такая страдалица, сколько приходится вытерпеть ей, безответной — один Бог ведает!.. А когда подумаешь, что это творится в семье христианской, между людьми православ­ными, то как-то стыдно становится пред какими-нибудь еврея­ми, которые лучше таких православных обходятся со своими же­нами!.. "Други мои! — поучает один добрый пастырь: — жена вовсе не раба мужу, а подруга, помощница ему, по назначению Господню. Следовательно, не так ли, как с равной подругой, и надо с ней обходиться мужу? Жена создана Богом нарочито из ребра мужнина: значит, не жену, а себя мы порочим, унижая жен­щину, и на себя самих, на свою плоть и кровь восстаем в подобных случаях. Далее: жена твоя — мать родным твоим детям; побоя­ми ты унижаешь ее в их глазах. Она дана тебе Самим Богом, и ты пред лицом всей Церкви обещался любить ее по гроб; она участ­ница такая же, как и ты, в дарах Святого Духа; она, как и ты, член святой Церкви и сонаследница тебе в Небесном Царствии.

А ты ее, сонаследницу Христову, бьешь и тиранишь? — "Но она того стоит?" — скажешь ты. А ты не стоишь, чтобы Господь ка­рал тебя ежечасно за твои беззакония? Ты забыл, сколько раз окрадывал свою семью, пропивая семейное достояние? Ты забыл про грехи неверности своей жене? — "Но она сварлива?" — А ты ласков был с нею всегда и старался лаской исправить ее? — "Она глупа"? — А ты умен, что думаешь побоями вложить ей ума?.. Святой Апостол Павел увещевает: любите своих жен, а не будьте к ним суровы (Кол. 3; 19). Обращайтесь благоразумно с женами, поучает святой Апостол Петр, как с немощнейшим сосу­дом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3; 7). Помните: пред Богом нет мужеского пола, ни жен­ского (Гал. 3; 28), — все равны, а выше тот, кто более благоугождает Ему!

Бывает, наконец, и то, что как благоразумно ни поступал муж, он никак не может завести порядка в доме; жена во все мешается, хотя и ничего не умеет сделать, во всем идет наперекор мужу, или же вовсе ничего не хочет делать, бросает детей и хозяйство на од­ного мужа, занимается только собой да нарядами. Говорить ли о женах-пьяницах? Что может быть противнее пьяной женщины?.. Понятно, что уж тут не может быть и речи о доброй советнице; поистине лучше жити с львом и змием, неже жити с такою же­ною! (Сир. 25; 18)... Терпит-терпит иной несчастный муж такой жены, да и бросит все, и сам пойдет — куда? — Заливать, свое горе горькое...

Но нет, несчастный брат мой о Христе! Не ходи туда, не губи души своей! Этот крест послал тебе Господь, а ведь Он и Сам по­нес за нас с тобой крест — да еще какой тяжелый!.. Он хочет, что­бы мы были причастниками страданий Его: вот и посылает тому, кого любит, тяжелые кресты... Понеси же в терпении свой крест до конца; не бойся его тяжести: Кто возложил его на тебя, Тот и поможет, ведь Он Господь милосердый... А кто знает, может быть за твое терпение Он и жену твою обратит на путь спасения? О, какая это будет радость для тебя, да не для тебя только, но и для всех Ангелов Небесных!.. Аминь.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 501-504 


STSL.Ru


17 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.