Воспоминания об открытии Троице-Сергиевой Лавры

Воспоминания об открытии Троице-Сергиевой Лавры
Журнал Московской Патриархии,
№ 7 июль 1946 г.

Современные советские люди по-разному оценивают значение Троице-Сергиевой Лавры. Для одних она является предметом изучения истории и искусства, для других — религиозной святыней. Но несомненно одно, — каждый, входящий под старинные своды лаврских ворот, испытывает благоговение перед этим памятником материальной и духовной культуры нашего народа.

Проходят века, меняются общественные настроения, взгляды, убеждения, но не меркнет память о Сергии Радонежском. Отзвуки его земной жизни то затихают, то с новой силой звучат полным голосом. Забылись реальные черты когда-то жившего человека, а духовный образ его превратился в идеал совершенства. И это не случайно. По выражению известного историка Ключевского «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» в то страшное время, которое известно в истории под названием «татаро-монгольского ига».

Прошло более шести веков с тех пор, как в местах, где ныне расположена Троице-Сергиева Лавра, поселился Сергий Радонежский. И до сих пор горит лампада над его ракой, и до сих пор приходят люди самые разнообразные поклониться его мощам. И молитвы горячие, чудотворные молитвы, возносят здесь верующие, приезжающие зачастую издалека.

Современные храмы Лавры давно затмили своим великолепием убогую церковку, построенную Сергием Радонежским; его скромное священническое одеяние, сделанное из грубой ткани, было дешевле, чем одна из многих тысяч жемчужин, украшавших одеяния его преемников. Но до сих пор все в Лавре связано с именем Преподобного, даже для людей неверующих. Так велика сила духа этого человека, простого, мудрого, поистине святого.

«Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». «Душу свою полагает не только тот, кто убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины», — так говорил незабвенный Патриарх Сергий в обращении к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г., в страшный день гитлеровского нападения на Советский Союз.

Всю жизнь и деятельность Сергия Радонежского можно определить этими несколькими словами: душу свою положил за други своя.

Это — краеугольное положение всего христианского учения. Христос пришел на землю, чтобы Своими страданиями и смертью спасти людей душу Свою положить за други своя. А Сергий Радонежский был прежде всего христианин.

От природы он наделен был характером сильным и волевым. Путь монашеский был для него труден уже в силу только того, что монашество — это прежде всего послушание. Однако для сильного человека добровольное и беспрекословное подчинение воле вышестоящего духовного лица, как это ни звучит парадоксально, является хорошей школой выдержки и владения самим собой. А для человека — уметь владеть самим собой, распоряжаться своими чувствами, управлять своими способностями, подчинять свои желания целесообразности — значит возвысить свой дух, стать совершеннее.

Биографические сведения о Сергии Радонежском, дошедшие до нас, заставляют думать, что мысль о монашестве возникла у него как следствие многих сложившихся обстоятельств. Родители его, ростовские бояре, были разорены, вынуждены покинуть насиженные места, переселиться ближе к Москве. Сергий осиротел в ранней юности. Брат его был к этому времени уже монахом. Самое сильное и действенное сопротивление в те времена иноземным поработителям — это уход от действия. Для активности не было сил. Молодое государство, разросшееся, но не окрепшее, удельные князья, враждующие между собой, потерявшие родственную связь, народ, рассеянный на большом пространстве, не осознавший себя как единое целое, как нацию, — вот что было. Уже само по себе углубление в религиозную жизнь, изучение и следование канонам православия было тихим, но мощным сопротивлением монголо-татарскому влиянию, сохранявшим целостность национальных устоев. Ключевский пишет: «Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, который вдохнул в русское общество Преподобный Сергий».

Это было то собирание сил, которое впоследствии позволило начать активные действия против поработителей.

«Пятьдесят лет делал свое тихое дело Преподобный Сергий, — пишет один из историков допетровской Руси, — целых полвека был прибежищем для страждущих и скорбящих, болящих душой за себя и за других. Не было на Руси тех времен имени более славного и известного, не происходило ни одного события, с которым бы светло и свято ни соединялось имя Преподобного Сергия».

Современник Сергия, его биограф, рассказывает, что к Сергию за советом приходило многое множество людей из различных городов и стран. Среди них были иноки и князья, вельможи и крестьяне. Авторитет и доброе влияние Сергия были изумительны. «Тихими и кроткими словами» Сергий мирил враждующих русских удельных князей. Ему принадлежит заслуга добровольного присоединения к Московскому княжеству князей ростовского, нижегородского, рязанского и других.

Слова Сергия, сказанные им Димитрию Донскому перед Куликовской битвой, вошли в русскую историю, как девиз:

— Иди на безбожных смело, без колебаний, и победишь!

В жизни Православной Церкви Сергий Радонежский стал «начальником и учителем всем монастырям, иже в Руси», — говорит летописец. Сергий первый ввел на севере России тот общежительный монастырский устав, который своей строгостью вызывал у мирян глубокое уважение.

«Трудами и подвигом своего игумена Троицкий монастырь стал для северо-восточной Руси тем, чем для Руси киевского времени был монастырь Печерский — средоточием всего высокого и светлого, где люди учились молиться не за себя, но и за других, работать не на себя, но и на других. Живой пример подвижника и братии создавал Троицкому монастырю такое значение, а не внешнее богатство и блеск» — пишет тот же историк.

Известно, что сам Преподобный Сергий и подвижники его монастыря, современники его и наследники, основали в XIV и XV вв. более 35 монастырей.

Слава Сергия при жизни была велика. В Византии на него смотрели, как на явление чудное и светлое, удивительное для глухих и суровых русских мест. После смерти Сергия слава его растет и ширится, словно дух его, освобожденный от плоти, покоряет и одухотворяет все новых и новых людей. В 1452 г., шестьдесят лет спустя после смерти, Сергий Радонежский был причислен к лику святых Православной Церкви.

Слава Преподобного Сергия Радонежского стала славой созданной им обители. Богатство монастыря росло. В течение трех последующих веков Троице-Сергиева Лавра становится крупнейшим и доходнейшим крепостным хозяйством. В 1764 г. число крепостных крестьян монастыря достигает более 106 тысяч душ. Лавре принадлежат многочисленные вотчины, подворья в других городах, соляные варницы, рыбные ловли; ей подчиняются 33 других монастыря.

Заветы Сергия «держаться Москвы» глубоко укоренились в сознании его преемников. Лавра становится оплотом Москвы, ревностно защищает ее интересы. В период междуцарствия, в так называемое «смутное время», когда поляки посягали на московский престол, монастырь стал центром объединения людей, отстаивающих национальную независимость. И позднее, в течение целых веков, история Лавры тесно переплетается с историей общегосударственной жизни России. Здесь в малолетстве был спасен от рук убийц Петр Первый, великий преобразователь России. Здесь он черпал средства. Для своих грандиозных мероприятий, как и многие другие государи до и после Петра, делая у монастыря безвозвратные займы.

Конечно и вклады в монастырь были огромны. Монастырь пользовался большими налоговыми льготами. С каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. Однако, последнее капитальное строительство Лавры относится к царствованию Екатерины II. Выдающийся архитектурный памятник XVIII века — колокольня, заложена была в 1741 и закончена в 1769 г. Но сколь почитаемой оставалась Троице-Сергиева лавра и в последующее время показывает тот факт, что после коронационных торжеств в Москве, русские государи считали своей обязанностью посетить Лавру.

И вот теперь мы присутствуем при возрождении духовного значения Троице-Сергиевой Лавры.

Колокола ее зазвонили в пасхальные дни текущего года. И мощи Преподобного Сергия — святыня православных верующих, снова стала тем источником, где утоляют они свою жажду благодатной молитвы.

Братия лаврского монастыря сейчас немногочисленна. А задача перед ней стоит огромная. Самое главное в этой задаче — найти те новые формы монастырского житья в соответствии с заветами Преподобного Сергия и вместе с тем отвечающие современности. Бытовые дела неумолимо требуют внимания и заботы монашествующих. Надо поправить купол, надо организовать общую трапезу, надо подготовить помещение для переезжающей сюда Московской Духовной Академии.

У раки Преподобного Сергия приходится дежурить целый день. Целый день в храм заходят верующие. Тот хочет отслужить молебен, тот ищет благословения. Ежедневно служится первая ранняя обедня в нижнем, подвальном, храме Успенского собора; утреня — в верхнем; там же, после утрени, — обедня; вечером — всенощная.

Многое еще не устроено, многое еще не налажено; монастырь создается заново. Вера в великую силу труда, одухотворяемого мыслями о Боге, сознание благости начатого дела, во имя которого люди ограничивают себя монастырским уставом, — вот те предпосылки, от которых зависит будущее Троице-Сергиевой Лавры. И пусть воспоминание о той бедности, материальной бедности и духовном богатстве, в которых жил Преподобный Сергий с братией в своей обители, послужит нынешним лаврским монахам светочем в их трудном пути.

Нельзя забывать и того, что Троице-Сергиева Лавра является драгоценным памятником русского зодчества XV—XVIII веков. Каждое здание здесь уникально, носит в себе особенности стиля и технических возможностей того века, когда оно строилось. Сейчас все эти здания, за исключением Успенского собора, где совершаются богослужения, находятся в ведении Государственного музея. Частично в них происходит реставрация. Но и тогда, когда эти здания будут переданы монастырю, к ним все же придется относиться, как к музейным ценностям, заниматься их реставрацией и охранять от разрушения. Здания эти, в силу своей исключительной архитектуры, и в силу тех исторических событий, которые протекали в их стенах, являются народным достоянием. Они должны быть доступны для изучения и обозрения всех интересующихся ими. То же можно сказать и о замечательной живописи иконостаса Троицкого собора, о сокровищах ризницы и других, ныне музейных экспонатах, когда-то бывших собственностью Лавры, поступивших в нее в виде даров, вкладов, приношений. Теперь все эти вещи, не столько в силу своей материальной ценности, сколько в силу связи с именами исторических людей, в силу давности их возникновения, стали образцами, дающими наглядное представление об истории культуры русского народа. Оставаясь в ведении ли государственного музея или в ведении монастыря, предметы эти были и будут музейными ценностями. И это тоже одна из современных особенностей возникающего монастыря.

Надо сказать, что существование музея в монастыре — не новость. Такова сейчас Киево-Печерская Лавра, таков Эчмиадзин — армянский монастырь и резиденция Католикоса. За границей монахи и монастыри — хранители музеев — явление весьма распространенное.

Настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, как и полагается по церковному положению, является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. И Патриарх Алексий, несмотря на тяжелое бремя руководства всей Русской Православной Церковью, несет свои обязанности по отношению к лаврскому монастырю со всей присущей ему добросовестностью, повседневно заботясь о нем и радея о его процветании.

Первым большим торжеством в недавно возобновленной жизни здешнего монастыря было празднование Св. Троицы. Уже накануне праздника, в субботу, сюда прибыли Патриарх Алексий, Митрополит Николай, епископ Хабаровский и Владивостокский Венедикт, гостивший временно в Москве, протопресвитер о. Николай Колчицкий и обычно им сослужащее многочисленное духовенство. Приехал и патриарший хор Московского Богоявленского собора. В богослужениях принимало участие и все лаврское духовенство и здешний мужской хор. Далеко не всегда в Москве, в Патриаршем соборе можно быть свидетелем такой благолепной и торжественной службы, какая происходила накануне Троицына дня и в День Св. Троицы в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Многие верующие, я видела, плакали от умиления, от радости, что вновь здесь, в этом старинном, построенном при Иоанне Грозном, храме горит лампада над ракой Сергия Радонежского — святыней, дорогой сердцу каждого православного человека. В плавном и величественном соблюдение всего положенного в престольный праздник ритуала чувствовался особый духовный подъем. Каждый раз приезжающего на богослужение Патриарха, Настоятеля этого монастыря, выходило встречать к воротам духовенство в парадном облачении, с хоругвями и иконами. После обедни совершен был крестный ход вокруг собора. Переливчатый звон колоколов гулко разносился окрест, уходя далеко за старинные крепостные стены Лавры, выдержавшие не одну атаку стремившихся к Москве иноземных полчищ, благовестя о большом здешнем празднике.

Праздник Св. Троицы — любимый праздник православных верующих. Обычай украшать храм и дома березками, приходить на богослужение с цветами хранит в себе напоминание о животворящем духе, вечно оживляющем и природу, и людей. Молитвы возвышающие, полные надежды воспеваются в этот праздник. И даже те верующие, кто пришел сюда с мыслями, отягощенными мрачными заботами, слушая эти молитвы, смягчаются сердцем и отдыхают.

Не приходится и говорить о скоплении народа в Лавре в Троицын день. И далеко не все, пришедшие сюда, могли войти в храм, вмещающий до пяти тысяч человек.

На богослужениях присутствовал Уполномоченный Совета по делам: Русской Православной Церкви по Московской области А. А. Трушин. Во время Литургии приехал из Москвы С. К. Белышев, заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР. Были за Литургией и иностранные гости.

Акафист во время молебна в субботу, состоявшегося в три часа дня, читал сам Патриарх Алексий. Всенощная, начатая в семь часов вечера, закончилась только к полуночи.

Слово, сказанное Митрополитом Николаем, раскрыло верующим смысл и значение в истории страны и жизни нашей Церкви богоугодных подвигов Преподобного Сергия Радонежского.

После Божественной Литургии в день Св. Троицы читаются три молитвы, в которых Св. Церковь прославляет и благодарит Бога за его бесчисленные благодеяния, молит о прощении грехов верующим и освящении их благодатию Святого Духа. Эти три молитвы были прочтены глубоко проникновенно самим Патриархом, Митрополитом Николаем и епископом Венедиктом. Читали они почередно и царившая в наполненном людьми храме тишина позволяла слышать отчетливо каждое слово в самых отдаленных уголках.

Проповедь, сказанная Митрополитом Николаем, снова была посвящена Сергию Радонежскому. Владыка сказал, какой великий молитвенник и печальник за нашу землю был Преподобный. Как вечна и нетленна красота его души, души истинного и последовательного христианина.

— Стоя у его гробницы, — сказал Владыка, — мы преклоняемся перед его духовным подвигом и гордимся тем, что он принадлежал к русскому народу. Вся его жизнь была воплощением евангельских идеалов...

Митрополит Николай говорил о том, как Сергий Радонежский терпел лишения и голодал в одиночестве в лесу, как проводил дни в молитве, в борьбе со страстями, в покаянии. Каким был носителем смирения и учителем любви к ближнему, каким пламенным патриотом своей Родины был Сергий Радонежский. Закончил свою проповедь Владыка словами о том, что Преподобный Сергий «воплотил в себе лучшие качества русского народа, душу благородную, пламенную и творческую».

Последнее слово в этот торжественный день оставил за собой глава Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий. Он говорил о Св. Троице, о сошествии Святого Духа на апостолов, о той благодати, в память которой установлен этот праздник.

— Хотя мы и не слышим того шума, который наполнил здание, где собрались апостолы, — сказал Патриарх, — и не видим огненных языков, которые опочили на каждом из них, потому что недостаточно чист наш духовный взор и наш духовный слух, все же и на нас, по вере нашей, снисходит Святой Дух, пребывает в нас, очищает нас и дает нам силы совершать благие дела...

Закончился праздник и наступили в Троице-Сергиевой Лавре будние дни. Снова на плечи монахов ложатся повседневные заботы. Закончили купол, ремонтируют нижний зимний храм. Его даже в жаркие летние дни надо топить. Заботы монахов направлены на то, чтобы верующим в Лавре было удобно. Капля по капле, терпеливо и спокойно продолжается становление нормальной жизни монастыря.

А к раке Преподобного Сергия идут и идут. Всегда здесь народ. Целые дни здесь возносятся молитвы, стоят у мощей святого коленопреклоненные люди. Вот пришла женщина в лапотках, с котомкой за плечами. Видно, издалека пришла. Вот мужчина в мягкой шляпе с седыми усами. Девушка в нарядном зеленом платье пришла сюда причаститься...

И растет снова слава Преподобного Сергия Радонежского.

АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА



19 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...