Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского

Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского
Не спали, видно, звонари! — 
Над Русью колокольный звон катился,
Сон мертвых охранял с зари и до зари,
В живые души благодатию лился. 
Глас Божий, глас народа, вещий глас — 
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час
И дела важного без них не начинали!

Ирина Панова

Колокольный звон - это часть богослужения, призыв к молит­ве. Быть звонарем - это не только очень ответственная должность в храме, но и великая радость для души. Как и любое дело в храме или в монастыре, каждый звон должен начинаться с молитвы. Зво­нарь, как проповедник, всегда обращен к людям, он созывает их на богослужение. Он разговаривает с ними на одном языке, который душа слышит лучше, чем ухо; он импровизирует в звоне, дабы про­будить в душах искру веры и привести в храм.

На близость символики колокола с образом проповедника или с образом Самого распятого Христа указывает Дюран Гильом (XIII в.): «Твердость металла означает силу проповедника; удар язы­ком о края выражает ту мысль, что проповедник должен бичевать сам себя, чтобы исправить свои собственные пороки, прежде чем упрекать других за грех. Деревянная балка, к которой подвешивался колокол, самой формой своей изображает знание Писания, которое вытекает из тайны Креста» [2, 55—56].

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в следующем. Со­отношение частей колокола адекватно человеческому телу (тулови­ще, голова, корона (уши) и др.). А если исходить из главного посту­лата о творении Богом человека «по Образу и Подобию Своему, и по Образу и Подобию Божию», то сам колокол, как и человек, сим­волизирует структуру мироздания, а звук его наделен космогониче­ским смыслом, Божественной энергией.

В петровские времена, с самого начала XVIII в., в России усили­лось влияние западноевропейской архитектуры, и вместо шатровых колоколен начали строить многоярусные. В них увеличили шири­ну проемов и стали размещать уже большее количество колоколов. Самым известным примером является колокольня Свято-Троицкой Сергиевой лавры, возведенная в середине XVIII в. Высота колоколь­ни — 88,04 метров, что на 11 метров выше колокольни Новодевичьего монастыря и на 6 метров — столпа Ивана Великого в Московском Кремле. Вместе с тем, это необыкновенной красоты сооружение об­ладает одним существенным недостатком. До сих пор существует проблема взаимосвязи звонарей, находящихся на разных уровнях: они не видят и плохо слышат друг друга. В таких случаях выход может быть найден в размещении всех колоколов на одном ярусе. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре это невозможно из-за огромных размеров колоколов. Ступени винтовой лестницы уходят вверх, на высоту 45 метров. Этот путь на колокольню звонари преодолевают по несколько раз в день.

Лаврские звоны отличаются большим количеством ритмических рисунков на подзвонных и зазвонных колоколах. С особой радостью вслушиваются в колокольные звоны многочисленные паломники, посещающие эту древнюю обитель.

В 1641 г. в монастыре числилось 39 колоколов. Самый древне колокол датирован 1620-м годом. Его первоначально называли «Чудотворцем», а позже «Никоновским» по имени игумена обители преподобного Никона Радонежского, при котором его отлили.

12 сентября 1748 г. был отлит «Царь — колокол», его вес со­ставляет 4000 пудов — это 66,5 тонн, а вместе с языком он весит 68 тонн.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре были также еще несколько «благовестников»: «Корноухий» (1272 пудов), «Годунов» (1080 пудов) и «Лебедь» (625 пудов). Но, к великому сожалению, в 1930-х годах их уничтожили большевики, свидетелем тому был писатель М. Приш­вин.

В начале XXI в. по благословению Святейшего Патриарха Мо­сковского и всея Руси Алексия II были отлиты новые колокола вза­мен старых. Один из старейших звонарей Свято-Троицкой Сергие­вой лавры — старший звонарь игумен Михей (f 2009) считал, что новый «Царь-колокол» звучит в полной гармонии со всей существу­ющей звонницей. Игумен Михей пронес искусство звонаря через всю свою жизнь и передал его большому числу своих учеников.

Особая традиция сохранилась и в обучении лаврских звонарей. Будущий звонарь не сразу допускался к колоколам, а как бы по­лучая навыки через руку, совершенствуя свое мастерство не менее года.

Лаврский звон отличается торжественностью, благозвучностью и величественнейшей силой, про него можно еще сказать, что звук «происходит из той тишины, откуда идет гром в грозу...» До сих пор в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как и во многих других мона­стырях и храмах России, сохранилась традиция звонить всю Светлую седмицу и пускать туда всех желающих «умельцев».

В заключение хочется привести слова ныне почившего игумена Михея: «Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молит­вой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк... На­чиная звон, надо просить Господа Бога: "Господи, благослови про­славить Твое Пресвятое Имя!" Это самое главное условие. И тогда Господь дает что-то новое, с каждым звоном бывает что-то новое. Только с глубокой верою и с глубоким благоговением... И если во всем государстве Российском наладится жизнь христианская, ника­кие силы ада, никакие силы зла мира сего не одолеют. И, даст Бог, верю в то, что еще зазвучат более красивые звоны в России, чем было чем есть» (Из беседы с игуменом Михеем. 21 ноября 1993 г.).


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 







Источник: STSL.Ru
9 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.