Торопись делать добро

Торопись делать добро

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

Горе человека наших дней в том, что он постоянно, всегда торопится, часто бессмысленно и бесплодно. Человек пе­реворачивает горы своей энергией, воз­двигает и разрушает целые города в очень краткие сроки. Но если мы вгля­димся в проявления энергии многих людей в разных странах и посмотрим на последствия произведенных действий, мы увидим, что они не увеличивают добра в мире. А иногда сильно увеличивают зло. И борьба с самим злом делается бесплодной, если она не являет в мире подлинного добра.

Жизнь людей стала и становится все более торопливой... Все бегут, боятся куда-то не успеть, куда-то опоздать, кого- то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать... Не­сутся машины по воздуху, воде и земле. Мы видим и испы­тываем это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей — и даже понятий — в мире; все ускоряющийся, и в технике и в жизни, безудержный бег машин и людей...

Царству зла должен наступить конец. Он может быть не­далек. Обреченное, словно предчувствующее свою гибель, зло мечется в мире, будоражит человечество, устрашает и возбуждает его воображение, соблазняет приманками и за­ставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крест­ной печати Божией, безудержно стремиться ко все больше­му обладанию материальными ценностями и все ускорять в погоне за ними бег свой... Затормошенные и оглушенные суетою люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута бо­жественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

Техника все увеличивает скорость передвижения и добы­вания земных ценностей. Казалось бы, должно остаться больше времени у людей на развитие высокого их духа и ра­зума. Однако — нет. Многим душам еще труднее и тяжелее стало жить. Душа гибнет, ей нет времени подумать о возвы­шенном, вздохнуть о великом, обратиться к Святому. Все вертится и кружится, и ускоряет свой бег. Как много при­зрачности в делах людей! Вместо духовного устремления и вдохновения многими людьми владеет психоз умножения только одних материальных ценностей и сил. И эти ценнос­ти перестают быть благословенным даром Божьим; они не уравновешиваются стремлением человеческого духа к исти­не. Создается «мираж дел» — к делам ведь призван человек и не может быть спокоен без дел. Но материальные дела не успокаивают человека, если не он ими владеет, а они им. Становясь рабом своих материальных дел, человек строит на песке, и созданное им разрушается. От многих гордых стро­ений, вчера возвышавшихся, остался только один пепел, од­на пыль.

Бедный человек, найди время для добра!

Но тебе даже подумать о нем нет времени. Все заполнено в жизни твоей, а добро стоит у порога и стучит. Добру негде приклонить голову. О, если бы его хоть на пять минут при­гласили в свою мысль, в свое чувство и желание! Но — «не­когда»... И как добро этого не понимает, а продолжает сту­чаться в совесть? Человек, человек, где твое добро, где ты сам? Ты скрылся от Бога и от самого себя спрятался за кру­тящимися колесами и винтами жизни. Скажу тебе: торопись делать добро, торопись, пока ты в этом мире! «Ходи в свете, пока есть свет...» Придет ночь, когда ты уже не сможешь де­лать добра, если бы и захотел.

Начни сперва думать о том, чтобы сделать добро; а потом подумай, как его совершить; а потом начни его совершать. Добро есть светильник; он согревает и озаряет твою жизнь и людей вокруг. Добро есть самое важное дело в жизни. Послу­шай Бога и твою совесть. Полюби добро, пока не поздно. Ужасно будет опоздать в добре, с пустыми руками и холод­ным сердцем отойти в вечность с этой земли и предстать на Суд Творца...

Кто не поторопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности. Тепло-хладные не сотворят доб­ра. Бесчувствие и равнодушие хотят связать нас по рукам и ногам прежде, нежели мы подумаем о добре. Добро могут делать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно-добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем больше молниеносности нужно человеку для добра. Эта молниеносность есть выра­жение духовной силы и светлой веры.

Злая же торопливость и возбужденность, которую мы на­блюдаем в мире, идет от немирной совести, от упоенного со­бою и возбужденного миражами сердца.

Зло всегда пытается разнуздать, а потом по-своему взнуз­дать человека. Зло хотело бы насмерть вогнать каждую душу и каждый народ в непосильную для них работу: в одно уст­ремление к недостижимому и всегда уходящему от людей миражу только материального счастья, независимого от вну­тренней, духовной жизни...

Добро же окрыляет святым вдохновением, единит людей бескорыстным единением и вводит в великую радость Твор­ца миров.

Будем добрыми во всем и всегда. И когда мы защищаем добро, тогда особенно будем добры. И когда призываем к миру, будем особенно тогда мирны. Слово о мире да не со­провождается криками ненависти. «Люби грешника, но ненавидь дела его», — стоит запомнить эти слова древнего мудреца христианства Исаака Сирина. Только таким духом побеждается зло.

Поспешности зла противопоставим быстроту и горяч­ность добра.

Быстрота раскаяния пред Богом после какого бы то ни было греха — злого дела, слова или чувства — пусть будет первой горячностью нашей.

Быстрота прощения брата (но не его зла) пусть будет вто­рой горячностью, которую мы принесем в мир.

Быстрый отклик на всякую просьбу, исполнение которой возможно для нас и полезно для просящего, — это третья ис­тинная горячность.

Огненное отвержение всякого зла и искушения — чет­вертая горячность духа.

Пятая горячность: умение быстро заметить, кто в чем нуждается вокруг, и умение всякому послужить хотя бы ма­лым; умение молиться за каждого человека.

Шестая горячность: решимость противопоставить всяко­му выражению зла — добро, всякой тьме — Свет Христов; всякой лжи — не свою, а Божью, Христову правду...

И седьмая горячность веры нашей, надежды и любви на­шей — это умение мгновенно вознести сердце — и всю жизнь — к Богу, благодаря и славословя Его за все.


Источник: архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. - Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.



23 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...