Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Среда 13-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. 3, 20-27, 2 Кор. 9, 12 - 10, 7

Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Среда 13-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. 3, 20-27, 2 Кор. 9, 12 - 10, 7

Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то'; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. (Мк. 3, 20-27)

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится. На личность ли смо'трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. (2 Кор. 9, 12 – 10, 7)

О духовном воинствовании

Указывая на конечную цель всякой милостыни, да и вообще всякого доброго дела, — Апостол говорит, что милостыня «не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильное благодарение Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми». Потому-то Апостол и старался так совершать дело сбора милосты­ни, чтобы оно было поистине «как благословение, а не как побор» (2 Кор. 9, 5), чтобы оно было не столько из кармана в карман, сколько от души к душе.

Но все же ему, очевидно, не удалось избежать обвинения, что он и его сотрудники поступают только «по плоти». И ему снова приходится оправдываться, доказывать, что он, ходя во плоти, не по плоти воинству­ет, и что «оружия воинствования нашего не плотские», и цель — не поражение плоти, но — «разрушение твер­дынь» окамененных сердец. «Этим оружием», — про­должает Апостол, — ниспровергаем не то, что дела, но — бьем в самый корень, ниспровергаем самые «за­мыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послу­шание Христу».

А далее мы видим, как сражается Апостол. Во- первых, и защищаясь, он старается видеть пред собой не врагов, а добровольно заблуждающихся, искренне ревну­ющих о победе духа и искренне боящихся победы плоти. Апостол просит, чтобы они, прежде чем осуждать других, всмотрелись бы в себя: «на личность ли смотри­те? — говорит он. — Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Посмотри на свою веру, на свою предан­ность Христу и посмотри, как трудно духовное намере­ние воплотить в дело, чтобы в каждом твоем служении столь же прославлялся Христос, как Он царствует в твоем сердце. Взгляни на себя и изнутри, и со стороны и тогда не осудишь другого.

И в самом деле, как легко ошибиться в соотноше­нии духа и плоти, если даже внешние проявления Божественного Духа Христова люди могли истолко­вать, что вот: «Он вышел из себя!». А когда Его дела своей силой и благостью прямо-таки вопияли о себе, то люди даже дерзали говорить, что «Он имеет в себе веельзевула», князя бесовского, и его силой творит чудеса!

Имея власть — и по плоти производить суд, Павел не спешит прибегнуть «к той твердой смелости, кото­рую» надо было бы «употребить против некоторых»; он старается до конца исчерпать духовное оружие. Обра­тим внимание, что он до последнего момента старается никого не обвинять в лицо в непослушании; в своем послании он считает непослушание чем-то невозмож­ным и немыслимым. Он обещает наказать «всякое непослушание», — как бы абстрактное, внеличностное, когда «ваше послушание», то есть послушание живых, конкретных людей, — «исполнится». Он до последней возможности избегает прямого спора, прямого противос­тояния по плоти человека человеку, потому что «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Он до последнего момента не оттал­кивает человека, стараясь, чтобы он сам ожил, пробудил­ся, опомнился бы... Ну а уж если человек весь безнадеж­но превратился в живое непослушание истине, то он без всякой пощады подлежит отлучению от Церкви, потому что — и так перестал быть частью дома, живущего покорностью «Евангелию Христову».


Источник: Резников Вячеслав, священник. Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения, начиная от Пасхи. – М., Издательство братства святителя Алексия, 1999. 


STSL.Ru


14 Сентября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...