Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Седмица 3-я по Пасхе. Ин. 6, 35–39. Деян. 8, 18–25

Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Седмица 3-я по Пасхе. Ин. 6, 35–39. Деян. 8, 18–25

Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Ин. 6, 35-39).

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие (Деян. 8, 18-25).    

Когда Симон волхв увидел, что «чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого».

От имени этого волхва грех торговли священством и получил свое название: «симония». В двадцать девя­том Апостольском правиле говорится: «Аще кто, епис­коп или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинст­во получит: да будет извержен и он, и поставивший его, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв...»

Столь же сурово Церковь относилась к торговцам и другими таинствами. Двадцать третье правило Шес­того Вселенского собора говорит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаема; и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара...».

И в то же время мы знаем, что и Апостолы жили от благовествования, и впоследствии церковный клир всегда был на иждивении у мирян. Но — одно дело, когда священник с готовностью трудится, не ставя никаких условий, а прихожане по своим возможностям благодарят его. И совсем другое, когда плата становится непременным, а то и единственным условием. Святитель Тарасий Константинопольский в своем каноническом послании пишет, что таковые делают Бога Духа Святого своим рабом. «Поелику всякий господин все, что имеет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих; такожде и покупающий, желая быти господином поку­паемого, ценою сребра приобретает оное». То есть тут равно грешат оба: и покупатель, и продавец; и тот, кто говорит: не получишь, если не заплатишь; и тот, кто нуждается, а не приходит, не просит, только потому, что считает себя обязанным заплатить, а заплатить ему нечем. И тот, и другой ставят бесценные дары вечной жизни в один ряд со всем тленным и суетным, что в миру продается за деньги. На обоих одинаковый грех. Но надо напомнить, что все же раньше явился свято- покупатель, а не свято-продавец. Не Церковь несет в мир грех и соблазн, но они извне проникают в нее. И Симон волхв — это первый образ приходящего к Церкви человека, который не понимает, куда, к Кому и зачем он пришел. Да, первым явился покупатель и услышал: «Серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги...»

Но как быть человеку, который приходит в Церковь и видит, что тут уже все таксировано; что в свечном ящике на все стоят твердые цены: и на таинства, и на священные предметы, и на священническую молитву перед Престолом Божиим? Что посоветовать тем, для кого это становится стеной соблазна? Во-первых, как учил Господь, попробовать вынуть бревно из своего глаза. Подумай, чем для тебя самого являются деньги, с которыми ты пришел в храм: платой за благодать или добровольной жертвой? Думаешь ли ты, что за свой рубль или три рубля получишь благодати ровно на эту цену? Или ты всегда помнишь, что «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34)?.. И общее обновление Церкви, и исправление всякой закравшейся неправды зависит от намерений и от расположения каждой души, в том числе и твоей. Поэтому, когда идешь в храм, заранее реши, сколько ты хочешь пожертвовать. Столько и пожерт­вуй: или подай записку за ту или иную цену, или купи свечу, или просто, тайно от всех, положи деньги в церковную кружку. Когда будешь думать, сколько по­жертвовать, вспоминай слова Апостола: «Если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, что кто имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 12-13), «каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуж­дением» (2 Кор. 9, 7), чтобы жертва твоя была «как благословение, а не как побор» (2 Кор. 9, 5). Помни и ту вдовицу, две лепты которой были перед Богом драго­ценнее многих богатых даров. Но главное — помни, что сколько бы ты ни жертвовал, все это — ничто перед бесценными дарами Святого Духа, и что не наши деньги, не наши жертвы спасают нас, но одна только милость Божия. Только тогда серебро твое будет не в погибель, а во спасение. И если тебе нечего пожертвовать, все равно приди; Господь никогда не обделит тебя, и полу­чишь ничуть не меньше, чем все остальные.

Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Не возводи сам стену между Ним и тобою, и тогда никто, никакие стены не помешают тебе придти к Нему.


Источник: священник Вячеслав Резников. В помощь постоянному читателю Нового Завета. Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения. Начиная от Пасхи. - М., Издательство братства святителя Алексия, 1999.



15 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...