Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Четверг 13-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. 3, 28-35, 2 Кор. 10, 7-18

Толкование на ежедневные апостольские и евангельские чтения. Четверг 13-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. 3, 28-35, 2 Кор. 10, 7-18

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. (Мк. 3, 28-35)

На личность ли смо'трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями. Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,- такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. (2 Кор. 10, 7-18)

О хуле на Святаго Духа

Господь сказал: «Истинно говорю вам: будут про­щены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили. Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».

Бог Дух Святой — третье Лице Святой Троицы. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная. Все три Лица всецело участвуют во всех Божественных делах. Нам открыто, что единственное различие Божественных Лиц в том, что Бог Отец не рождается и не исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. В остальном — нет такого свойства, которое было бы присуще только одному Лицу; нет такого дела, которое совершало бы только Одно Лицо. Но просто некоторые свойства единого Божества наиболее открыты для нас: иное — в Отце, иное — в Сыне, иное — в Святом Духе. Так, в Символе веры только Бог Отец называется: «Вседер­жителем, Творцом неба и земли», — хотя, конечно, это присуще во всей полноте и Сыну, и Святому Духу. Исповедуя веру в Бога Сына, Символ веры говорит о Его сошествии с небес, о Его воплощении, распятии, воскресении и т.д. Но конечно же, сходя с небес, Он по Божеству ни на миг не отлучился от Отца, и ни на миг не был вне Святого Духа. Дух же Святой в Символе веры назван: «Духом животворящим, глаголавшим про­роки». То есть, во-первых, Он всем и всему дает жизнь, и, во-вторых, Святым Духом через Пророков и Апосто­лов написаны Священные книги Ветхого и Нового Заветов. Конечно же, и Отец, и Сын столь же животво­рящи, и столь же Они через тех же Пророков и Апостолов возвещают истину. Но все же по неиспове­димой премудрости Божией именно Святой Дух назван животворящим и глаголавшим через пророков.

Таким образом, и окружающий нас мир, и Священное Писание, это — две раскрытые книги, написанные Духом Святым, яркими словами говорящие о Боге и зовущие к Нему. Обе эти книги всегда пред нами. Это и как бы две лестницы, которыми мы можем подниматься в познании тайн Божества. Таким образом, благая деятельность Бога Духа Святого наиболее открыта для нас, как бы первична для нас. «Ибо мы не напрягаем себя, как недостигшие до вас», — говорит Божественное Писание, — «потому что достигли до вас благовествованием Христовым». А где больше дано, там больше и спросится. Он — Дух истины, а значит, тот грешит хулой на Святого Духа, кто считает Священное Писание лишь делом рук человеческих, лишь измышлением человеческого ума. Бог Святой Дух — Господь животворящий, а значит, тот грешит хулой на Него, кто считает окружающую нас природу лишь «диким совпа­дением диких случайностей», а не прекрасным произведе­нием Премудрого Творца. И крайним выражением хулы на Святого Духа является самоубийство, когда человек по своей воле раз и навсегда захлопывает обе эти книги, раз и навсегда отказавшись найти в них смысл...

Бог прощает все, в чем человек искренне кается, в чем просит прощение. Но если не просят — кого прощать? Господь говорил:«Верьте Мне... а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14, 11). А если мы и слов Его не хотим слышать, и дел не хотим видеть, то чем еще возбудить в нас веру, чем подвигнуть к покаянию?..


Источник: Резников Вячеслав, священник. Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения, начиная от Пасхи. – М., Издательство братства святителя Алексия, 1999. 


STSL.Ru


15 Сентября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...