Тайна имени

Тайна имени

Архиепископ Сан-Францисский
Иоанн (Шаховской)

Одна вдумчивая русская женщина жаловалась, что русские люди забывают многие прекрасные свои имена. В шко­лах пестрят обычно лишь несколько имен, ставших стандартными. В одном классе учительница сказала ей: «У нас почти все девочки в классе Наташи. А мальчики — все Вовки. И еще есть пять Юр. Круг имен поразительно сужен. Почти начисто выве­лись такие хорошие мужские имена, как Василий, Петр, Фе­дор, Григорий, Максим, Степан, Тихон, Роман, даже Павел». «Что же делать? — спрашивает автор заметки в журнале "Но­вый мир". — Как помочь молодым матерям и отцам выйти из узкого, обидно обедненного круга имен?» И автор спра­ведливо вспоминает, каким путем раньше русский народ знакомился с человеческими именами.

«Раньше дело обстояло просто: существовали святцы, к каждому дню прикреплен был какой-либо святой, и порой день рождения определял имя новорожденного. Мы зачерк­нули святцы и святых, но зачем-то позабыли и десятки на­циональных, колоритных, индивидуальных и разных имен. Не следует ли напомнить об этих именах, может быть, на страничках календаря...»

Русская женщина, написавшая эти строки, права. Она только не договорила своей мысли до конца. Свою заметку Прилежаева заканчивает так: «Пусть подумают и подскажут читатели, как вернуть в жизнь утраченные имена». Позво­лим себе и мы высказаться и «подсказать», как вернуть в жизнь хорошие имена.

Тут могла бы помочь Церковь. По списку святцев, сопря­женному с памятью многих праведных и замечательных лю­дей своей страны, русским людям (особенно — молодым ро­дителям) было бы удобно выбирать имена своим детям.

Восстановление в сознании народа святых имен связано с общим возвышением сознания в людях и укреплением чувства бессмертной личности человеческой. В именовании есть некий акт веры. Мы верим, что человек отождествляет­ся с данным ему именем. И он сам так верит. Через имя про­тягивается нить живого, личного общения между людьми. Человек откликается на свое имя! Имя есть неповторимое обращение к его неповторимой душе — не к «сгустку мате­рии», каким представляет человека материализм. И оттого когда человек начинает ненавидеть другого человека, то он спешит живое имя брата-человека заменить бранным, уни­жающим, убивающим и безличным словом. Когда отходит любовь, порывается между людьми связь духа. Евангелие учит восстановлению и установлению этой связи.

Невнимание к человеческим именам, их стандартизация есть признак дегуманизации общества. Животным дается кличка, предметам — название, этикетка; человек получает имя.

Неизречен Бог. Богоподобно неизречен и «образ Божий» — человек. Невыразима в словах не только Божия, но и че­ловеческая сущность. И в своих именах мы, люди, не только открываем себя, но и сокрываем.

Только в вечности, куда мы идем, будет каждому из нас дано имя — единственное, неповторимое, которое человек заслужит. Каждому будет дано особое, новое, единственное имя, выражающее сущность этого в Боге спасенного челове­ка. «...Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, ко­торого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И уже сейчас, даже в этой земной жизни, мы умеем в любви своей к брату-человеку преображать это его бедное «общее» имя своим теплым и личным чувством, своей на­деждой и любовью. В каждом личном именовании человека мы выражаем то неповторимое и бессмертное, что есть в нем и в нас. Обращаясь к Ивану, Павлу, Марии, мы обращаемся не ко всем «Павлам», «Иванам» и «мариям», а к данной жи­вой душе. В нашем человечном именовании открывается ве­ра в образ неповторимого человека.

Для материалистического сознания достаточно клички. И там, где нет духа истинного обращения, имя человека лег­ко заменить номером.

Человеку дана не только земля, но и небо; и не только ви­димое небо, в которое человек может пускать свои ракеты, но и великая область нравственной истины, духа, бессмер­тия. Об этом говорит тайна имени.


Источник: Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), архиеп. Избранное: Соч. в 2 т. Т. 1.  Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999.



9 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...