Таинство исповеди

Таинство исповеди

Основой православного богослужения яв­ляются семь таинств, которые предназначены для того, чтобы освятить нашу жизнь, прибли­зить нас к Богу. Важнейшим таинством, к кото­рому мы часто прибегаем в течение жизни, яв­ляется таинство исповеди. Оно было установле­но Самим Христом, Который, явившись Своим ученикам по воскресении, сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому про­стятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23).

Таинство исповеди служит духовному воз­рождению и очищению. В православном молитвословии встречаются такие слова: «Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит». В силу человеческой немощи и вражеских искушений с человеком происходят духовные падения. По­этому-то и велика милость Божия, дарующая падшей человеческой природе покаяние, то есть возможность восхождения к небесным обителям, которых много у Отца Небесного (Ин. 14, 2). Праведники, очистившие свою душу покаянием и украсившие ее добродетелями, здесь «уже видят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

Но в наше время, время утраты православ­ных традиций, в отношении исповеди происхо­дит парадоксальная ситуация. Люди помнят сло­ва своих благочестивых родителей, что во время жизненных неурядиц следует идти на исповедь и принести покаяние, необходимо приступить к святому Причастию, но понимают это наши современники совершенно по-своему. Поэтому получается так, что порой приходят нецерков­ные люди на исповедь и начинают говорить: «Я хочу, чтобы у меня в семье все было нормаль­но, чтобы на работе все было хорошо, чтобы здоровье мое поправилось».

Такое стремление — пожить здесь хоро­шо — по-человечески понятно. Однако наши родители, жившие святым Православием, вкла­дывали в слова о необходимости идти на испо­ведь другой смысл. Они шли и каялись в своих грехах, получая духовное очищение, они при­ступали к святой Чаше, получая духовное уте­шение. Они понимали истинную причину своих нестроений. По их глубокому убеждению, при­ближение к святыне отдаляло житейские не­взгоды. И это не было результатом их духовной непросвещенности. В отличие от них, сейчас стремятся удалить все следствия, не задумыва­ясь о главном, о своем отношении к Богу, о при­ближении к Нему. Поэтому и получается, что мы приходим к Богу не потому, что Он наш Тво­рец, а мы Его творение, а потому, что у нас, от­ступивших от Бога, нет сил для противодействия силам зла и стяжанию добродетелей.

В наше время значение исповеди сущест­венно возросло. Чаще всего современный ве­рующий был крещен в детстве, но приходит он в Церковь в зрелом возрасте; между тем, в те­чение прошлых лет то, что нужно было делать, не делалось. А то, что не нужно было делать, мы творили, то есть не упражнялись в стяжании добродетелей, а жили страстями и пороками. Эти годы назад не возвратишь, но их можно вы­молить, поэтому мы должны вспоминать про­шлую жизнь и каяться в совершенных грехах.

Всякий раз, когда мы бываем на водосвятном молебне, мы слышим слова Священного Писания из Евангелия от Иоанна (Ин. 5, 1 —5). Там говорится, как Господь исцелил долголетне­го расслабленного у Овчей купели. Далее в этой главе говорится, что Господь позднее, встретив исцеленного, сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Таким образом, слова Священного Писания еще раз убеждают нас в том, что грехи отдаляют нас от Бога и уже здесь, при жизни, являются источником наших болезней, бед и нестроений. Вот поэтому и ве­лико значение таинства исповеди, в котором Господь подает нам прощение грехов и откры­вает возможность возвращения на путь истины.

В Евангелии говорится: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Таким образом, внешние обстоятельства являются следствием нашего внутреннего настроения. Если наше внутренние «Я» украшается добродетелями, то мы приближаемся к Богу. Если же мы не стре­мимся к Богу, то вакуум заполняется страстями и пороками. Этот принцип действует и в при­менении к отдельной личности, и ко всему об­ществу в целом. Точно так же, как мы заботимся о теле, мы должны заботиться и о душе.

Иногда мы дерзаем утверждать, что Господь попустил произойти с нами тому-то и тому-то. Действительно, из Священного Писания мы знаем, например, как Господь попустил злой си­ле искусить праведного Иова. Но это произошло с великим праведником и послужило его духов­ному укреплению. Нам же до праведности да­леко, и если мы говорим о Божием попущении, то сознательно или бессознательно уподобляем себя великим праведникам, не имея для этого оснований.

Исповедь является важнейшим фактором духовного возрождения. Поскольку человек со­стоит из души и тела, то и в исповеди должны участвовать душевное и телесное начала, и по­этому каяться необходимо не только в делах, но и в греховных мыслях и чувствах.

Православное понимание исповеди таково, что она предшествует Причастию и готовит нас к нему. Но и к тому, и к другому мы должны го­товиться. Перед святым Причастием следует говеть, то есть поститься, ходить в храм, молить­ся, читать молитвенное правило.

Пророк Иоанн Предтеча начал свою про­поведь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Эти слова акту­альны ныне так же, как и две тысячи лет назад. Священное Писание дает нам также пример по­каяния: евангельский мытарь, который не смел даже зайти в храм, но, стоя в притворе, «ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 13).

К исповеди, как и ко всем другим таинствам Православной Церкви, кроме крещения, могут быть допущены только те, кто является ее чле­ном или, как чаще говорят, чадом, то есть те, кто принял святое крещение и миропомазание. Сейчас нам приходится говорить уже не только о том, что крещение совершенно необходимо всякому, кто намерен жить по-христиански, но и о том, что возможно только одно крещение, как об этом сказано в Символе веры. Причина в том, что некоторые из сект, распространя­ющихся у нас в России, проповедуют «свое кре­щение», и православных, попавших в эти сек­ты по неведению или по заблуждению, там пе­рекрещивают.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 23 – 28.


STSL.Ru


15 Июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.