Таинство Елеосвящения (Соборование)

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Елеосвящение есть Таинство,
в котором при помазании тела елеем
призывается на человека благодать Божия,
исцеляющая немощи душевные и телесные.

Пространный христианский катехизис

Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен исповедывать православную веру, прежде елеосвящения приготовляется к Таинству покаянием и исповедью и после или прежде Елеосвящения приобщается Святых Тайн. Таинство Елеосвящения, как врачевство, может быть повторяемо.

Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, или дома, среди собрания людей. Притом Святая Церковь желает, чтобы при совершении Таинства Елеосвящения (или молитвомаслия) был собор пресвитеров. Отсюда Таинство Елеосвящения именуется "Соборованием". Семь пресвитеров назначается потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа в подражание числу молитв пророка Илии, которыми он заключил небо на три года с половиною (3 Цар. 18, 43), сообразно числу семикратного погружения Неемана в воду Иорданскую, после чего он очистился (3 Цар. 5, 14). Но Церковь допускает совершение Елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

При совершении Таинства Елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни - выздоровления, а также жизни по смерти тела - воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 -38). Поверх пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13), и вино, в знамение крови Христовой, излиянной на Кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин (Лк. 10, 34; Новая Скрижаль, ч. 6, гл. 14 § 5). Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обвитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и Крест. Священники в фелонях становятся около стола; они, равно как и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: "Благословен Бог наш".

Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: во-первых, молебного пения; во-вторых, освящения елея и, в-третьих, собственно помазания елеем.

Молебное пение подобно утрене, совершаемой в дни поста и покаяния. После обычных начальных молитв утрени читается (как бы вместо Шестопсалмия) псалом 142: "Господи, услыши молитву мою"; далее следует ектения: "Паки и паки миром Господу помолимся" и, после возгласа: "Яко подобает", поется "Аллилуиа" (так же, как на утрене в дни поста, вместо "Бог Господь"). Затем - тропари: "Помилуй нас, Господи", 50-й псалом: "Помилуй мя, Боже" (поемый на утрене пред каноном); потом поется канон. Припев к канону: "Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе". После него - ексапостилларий и стихиры (Требн.). В каноне и стихирах испрашивается больному исцеление от его недугов и болезней. После 3-й, 6-й и 9-й песен канона бывает малая ектения. После стихир поются "Трисвятое", "Отче наш" и тропарь: "Скорый в заступлении един сый Христе". Затем следует вторая часть богослужения - елеосвящение.

Возглашается ектения: "Миром Господу помолимся", в которой возносятся моления: "О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа"; "О еже прийти благодати Святаго Духа". Потом первый из священников читает вслух молитву над кандилем и елеем, в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазующегося. Прочие священники читают сию молитву тихо, подобно тому как во время призывания Святого Духа на Дары в Таинстве Евхаристии при соборном служении. После молитвы поются тропари - Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым врачам бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть богослужения - елеопомазание.

Третью часть Елеосвящения составляют семь чтений из Апостола, столько же чтений из Евангелия, семь молитв и семь помазаний елеем. Чтения и помазания совершаются таким образом: пред каждым чтением Апостола произносится особый прокимен, а после чтения поется "Аллилуиа" с аллилуарием; затем читается Евангелие. После каждого чтения Евангелия произносится одна и та же краткая ектения: "Помилуй нас, Боже", в которой молятся о здравии больного и о прощении грехов ему; вслед за этой ектенией читается каждый раз особая молитва о даровании больному исцеления и прощения грехов. Затем совершается помазание елеем при чтении молитвы: "Отче Святый". "Вземлет иерей стручец и, омочив (его) во святый елей, помазует болящего крестообразно на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках обе на стороны" (Требник), - то есть помазываются те части тела, чрез которые грех удобнее вселяется в душу человека. О молитве "Отче Святый" в Требнике сказано, что "сия молитва глаголется от единого коегождо священника, по еже рещи Евангелие и молитву помазующего вкупе елеем недугующего", то есть молитва "Отче Святый, Врачу..." произносится тем одним священником, который помазывает елеем. А помазывает по очереди каждый из семи священников, совершающих Таинство. Тот же священник из числа семи, которому приходится помазывать больного елеем, читает пред тем Евангелие и после него особую молитву о недугующем. Обыкновенно он же пред Евангелием, а также пред Апостолом говорит: "Мир всем" и произносит возглас по ектений "Помилуй нас, Боже". После седьмого помазания "больной, приемляй Елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держима от своих сих стоит, или сидит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его, на одре лежащего" (Требник).


Настоятель, взяв Святое Евангелие и разогнув его, возлагает письменами на главе больного, как бы руку Самого Спасителя, исцеляющего недужных чрез прикосновение. Евангелие придерживают все священники. Настоятель же не возлагает руки, но читает во всеуслышание молитву, называемую разрешительною, в которой говорит: "Царю Святый... не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех.., но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святем Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего" (Требник). Таким образом, в этой молитве, читаемой настоятелем, принимают молитвенное участие и прочие священники тем, что придерживают Святое Евангелие руками. Обыкновенно больной постоянно во время чтения молитвы повторяет "Господи, помилуй". Снятое с главы больного Евангелие дают ему целовать. Затем диакон произносит краткую ектению: "Помилуй нас, Боже", поют стихиры бессребреникам, целителям и Пресвятой Богородице и бывает отпуст, на котором воспоминаются сила Животворящего Креста Господня и молитвы святого славного и всехвального апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского, брата Божия, побуждавшего к совершению Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 14,15). Потом больной просит прощения, что составляет принадлежность молитв покаянных (в пост). Больной прежде всего обращается к священникам. "И полагает поклон приемый молитвомаслие, глаголя трижды: "Благословите, отцы святии, простите мя грешного". И приим от них благословение и прощение, отходит, благодаря Бога" (Требник). Таинство почитается оконченным, если иерей освященным елеем успел болящего раз помазать и прочитать совершительную молитву: "Отче Врачу".

Требник митрополита Петра Могилы



16 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...