Тайна слова и молчания


Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Стихотворения заведующего библиотекой Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященные святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Написаны в 2015-2016 годах.


У Креста от Распятого слышится слово:

"Вот отныне се матерь твоя!"

Ведь душа Иоанна готова

Устремиться в иные края!


И входя в неземные святые потоки,

В коих бездна свободы от смерти и уз.

Вдруг в молчаньи напишутся мудрые строки –

Утверждая особенный с Богом союз!


И Распятый, склонившись пред Матерью,

Говорит, что отныне апостол – твой сын!

Значит, все мы как братья Создателю,

Коль воздвигнем нездешний почин!


В богословие нам до конца погрузиться –

В тайну светлую трепетных слов!

И перед древом пламенно молиться –

Гимн покаянья в глубинах готов!


Перед Распятым, унынья незнающий,

Верный Ему предстоит Иоанн.

Слышит он гимн тишины понимающей –

Смысл спасительной мудрости дан!


Мудрости той, коей нет окончания.

Хоть и послышатся дальше «слова».

Но не исчерпаны токи Предания –

Горняя правда священно права!


Ибо безмолвие выше речения!

И беспредельно ценнее всех слов!

Чистая тайна глубокого пения,

В сердце ликующем отклик готов!


А ученик у Креста – чудо Божие!

Бог говорит: «Ты отныне Мой брат.

Эта земля только неба подножие –

Мира, что Господом Богом богат!»


Божия Матерь всем нам усвояется.

Следом за Богом восходит на Крест,

И у небесного древа встречается

С вестью, что выше прекраснейших мест!


"Сын твой, се мать твоя" – можно надеяться.

Богопознанье – таинственный путь,

Всякому путь, кто способен довериться,

В сердце уныние перешагнуть…

В чтеньи Евангельском крестно распятый

Усыновил Иоанна в миг Деве

Матери плакавшей. Слезы богатые

Мир оросили, ведь Сын был на древе!


"Чадо, се мати твоя. Умираю

Я на кресте, но нет в смерти крушенья.

Через страданья приблизишься к Раю

И остановится мир искушенья!"


"Мать, се твой сын. На кресте днесь распятый

Чувствую смерть приближается скоро.

Но возвращусь я скорейшим возвратом –

Чтобы открыть смысл иного простора!"


"Чадо, ты станешь не только родимым

Сыном людским, но и Божиим братом.

Чтобы особо любовью хранимым,

Высилось небо божественным градом!"


"Матерь, отныне есть тот, кто заботой

Сможет тебе послужить вместо сына.

Встретятся силы небесные ротой –

Ангелы высшего горнего чина!"


"Чадо, хоть юн ты, но станешь великим.

Люди тебя назовут богословом.

Крепкие знанья возьмешь ты вериги,

Встанешь пред Богом в обличии новом!"


"Мати, се сын твой, хоть юн он чрезмерно,

И не имеет он опыта битвы,

Станет Моим он служителем верным –

Пастырем с дивным жезлом для ловитвы!"


"Чадо, ты ныне стоишь у распятья –

Перед тобою же Пастырь распятый.

Страшно мучителей лицеприятье,

Злобой они бесконечной объяты!"


"Мати, се сын твой. Прими в свои кровы,

Дай ему силу и мудрость от Слова,

И протяни дорогие покровы

В жизни его для священного лова!"


Так усвояет Спаситель спасенье

Роду людскому в лице Иоанна.

Кончатся скоро и смерть и мученье,

Все, что останется, будет желанно!


Перед Крестом, где огромная злоба

На Промыслителя вся ополчилась,

Скоро придется заплакать у гроба,

Но ощутится нездешняя милость!


Перед Крестом о любви гимн писавший,

Чистой любви проповедник на свете,

Верен Владычице, плат свой державшей,

И приумолкший смиренно в ответе.


Вот и услышится слово от Девы,

И побегут, услыхав его, люди,

Дабы наполнить покои царевы,

И осознать, что спасение будет!


"Я принимаю тебя словно сына.

Сын мой распят, Ему смерть угрожает.

Я не боюсь, что рассыплется глина.

Если унынье любовь побеждает!


Здесь у Креста тленный станет нетленным,

Сын мой вступает в бессмертия крепость!

Там Его встретят венцом драгоценным.

Наших путей отвергая беспечность!


Я принимаю тебя и все братство,

Шествуют разом к спасенью народы.

Я подаю им святое богатство –

Усыновленье в преддверьи свободы!"


9.10.2015


В евангельском чтеньи в апостола память

Читали о том, что «иные глаголы»

Напишутся, только возможно ль представить

Все то, что сокрыто у Божья престола.


Иные слова, и реченья, и фразы,

И та глубина, что лежит в основаньи.

Желания и указанья, приказы и

Не выразят сути священного зданья!


О Боге сказать – как поверхность у моря.

Прекрасно стремленье, но где же глубины?

Волнами своими об истинном споря,

Мы часто взыскуем лишь сгустки из тины...


«Иные глаголы» – то путь бесконечный,

Ведущий туда, где не будет исхода.

Настрой богослова поистине вечный.

Управит туда, где ликует свобода!


«Иные глаголы» и «овцы иные»,

Их всех во спасенье собрать подобает

В единое стадо. Склонятся их выи,

Ведь правду они в Христе обретают.


Апостол любви написал то, что можно,

Оставив «иное» для тех, кто взыскует,

По книгам читая о жизни неложной,

И только на грех как всегда негодует...

Богословие – слово о Боге.

Богословие – слово о Слове.

И ступает по зыбкой дороге

Воин храбрый на полном готове!


Богословие – это молчанье.

И безмолвье о Слове молчащем.

Драгоценных небес упованье –

Откровенье о подлинно бдящем!


Богословие – слово без слова,

Без ненужного слова о старом.

И душа на сраженье готова,

Вдохновленная подлинным даром!


Богословие – слово из ряда

Чистых слов о священном Начале.

Размышленье о Боге – награда,

Открывает незримые дали!


В этих далях изведать душою

Все, что вне постижения чувством.

И проникнуться честью большою –

Неотмирным высоким искусством!


Богословие – света потоки,

Чтоб застыть, в зеркалах отражая

От Спасителя Бога уроки,

Прикровенные кущею Рая!


Тихо слышится то, что о Слове.

И в молчаньи таится Молчанье.

Богословие – в тихом Покрове,

Перед Богом Христом предстоянье!

Литургия в память Иоанна,

Чудного апостола любви.

В сердце зазвучало слово странно –

Господи, постичь благослови!


Богословье - целая наука,

Несводима к внешнему она.

Из глубин исходит сила звука,

Воздвигает от любого сна!


Богословье как преображенье,

Как стремленье горнее постичь.

Бог откроет Царское веленье:

Тварь, Творца молчаньем возвеличь!


Богословье как ответ от Бога,

И вопрос застывший на устах.

И летит вперёд быстрей дорога,

А земное только тлен и прах…


Слово, что звучит, не из обычных

И не из сокрытых в словаре.

Бога сердце любит безгранично,

Восходя к Его святой горе!


Восхожденье или погруженье,

Поиобщенье речи, но иной.

Ангелов высокое служенье –

Душу привести в живой покой!

Если будем подряд говорить

Денно, нощно, не зная покоя,

Бог не примет. Ведь дабы с Ним быть,

Нужно храбро отвергнуть мирское!


Не слова, а дела – Богу честь!

Не дела, а стремленье ко благу!

В Божьей власти душа наша есть.

Прояви же, о путник, отвагу!


Со словами и без воспевать:

«Приими и помилуй, о Боже!

Ниспосли для души благодать,

Что все узы души превозможет!»


9.10.2016


Полнота духовного лова

Размышение над воскресным евангельским чтением (Лк., 17 зач., 5, 1-11) в день памяти св. апостола Иоанна Богослова


Бросить в воды мрежи-сети,

Наловить из рыб улов.

Призван быть душой как дети

С Богом вечно богослов!


Сети полнятся и рвутся,

Нету сил, дабы тянуть.

Но иначе не вернуться,

К Богу труден веры путь!


Бросить сети. Полны лова -

Драгоценных царских рыб!

А душа вступить готова

В мир, где нет греховных глыб…


Богословие – загадки,

Глубина, но как найти,

Коли жизни неполадки

Нас сбивают на пути…


Глубина ловленья – чудо,

Целый праздник: с Богом быть!

Выбираем из-под спуда

Сети – душу сохранить…


9.10.2016


STSL.Ru


9 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...