Святые дни

Святые дни

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сейчас, братья и сестры, находимся в днях попразднства Крещения Господня. Каждый великий праздник в честь Господа Бога и событий евангельских, в честь особых событий в жизни Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, отмечается особо церковным Уставом днем преднразднства и днями попразднства. Таким образом, и праздник Крещения, и незадолго до того бывший праздник Рождества Христова – это не один день, а ряд дней; этот период обычно исчисляется девятью или восемью днями. И потому в древнем русском обычае эти дни все, от праздника Рождества до праздника Крещения, назывались святками, т.е. днями святыми, днями освященными, днями, посвященными Господу Богу.

Чем мы можем освятить эти дни и посвятить их Богу? Каждый из нас знает – добрыми и совершенными, благими мыслями, совершением добрых дел и молитв. И мы действительно посещали храм, и сколько Господь, надеюсь, нам помогал, совершали какие-то добрые поступки. Но вот на том, о чем следовало нам размышлять в эти дни, я и хотел бы задержать ваше внимание коротким словом.

Итак, мы празднуем Крещение Господне. В Евангелии подробно говорится об этом. Как пришел Господь на Иордан, где уже до того проповедовал Его Предтеча, Его предшественник Иоанн Креститель; как приходили к пророку Иоанну Предтече люди разных сословий и званий и спрашивали: «Что нам делать?» И он говорил: покайтесь в грехах (Мф. 3, 2) и омойтесь в Иордане. И как пришел Иисус из Назарета. И как Иоанн, движимый Духом, препятствовал Ему: мне ли Тебя крестить, я должен от Тебя принять крещение (Мф. 3, 14). Но Господь остановил его, сказав: так надлежит нам исполнить заповеданную Богом правду (Мф. 3, 15).

Все это мы слышим в Евангелии и все это нам знакомо много и много лет. Но ведь, братья и сестры, мы должны постоянно держать в своем духовном зрении и то крещение, которое прошел каждый из нас, многие в еще неосознанном возрасте – во младенчестве, а многие, и особенно в наши дни, уже взрослыми, когда сознательно избирали для себя путь веры, путь христианской жизни. И вот тут-то и хотелось бы мне остановиться на глубокой и сокровенной мудрости нашего русского богословского мышления, которое присуще, пожалуй, только русским из всех славян, а не всем славянским народам. Большим трудом достается этот образ мыслей, хотя для нас он совершенно естественный.

Что такое крещение? Я не случайно сказал, что приходили древние иудеи к Иоанну Предтече и омывались в водах Иорданских. Обряд омовения, обряд очищения входил во многие древние религиозные обряды. Что нового дало нам, людям, людям всей земли, крещение Господне? Мы входим все глубже и глубже в непостижимую тайну бытия Духа.

Напомню вам слова одной из первых глав Евангелия от Иоанна – из беседы Господа с Никодимом. Дух, – сказал Господь Никодиму, ученому иудейскому фарисею, – дышит, где хочет, и не знаешь, откуда приходит и куда идет (Ин. 3, 8). Дух Божий совершал творение мира, ибо сказано в первых страницах Книги Бытия: «Земля была безвидна и неустроенна, и Дух Божий носился над ней» (см.: Быт. 1, 2), преобразуя хаос в устроенную материю. И вот, когда прошли многие творческие циклы, и первые люди согрешили после своего райского бытия в раю, и человечество все глубже и глубже погружалось в бездну греховную, в бесчувствие, когда само понятие нравов извратило свой смысл, когда долготерпение Божие уже пришло к своему пределу, – Господь сказал: не может Дух Мой пребывать в людях сих, потому что они только плоть (см.: Быт. 6, 3), и страшное бедствие постигло человечество – разразился потоп, в котором погибли и люди, и животные; и старцы, и бессознательные, казалось бы, безвинные младенцы – всё живое было уничтожено, кроме семьи праведного Ноя и тех живых существ, которых он взял с собой в ковчег.

Вот несколько тем я назвал вам, связанных с проявлением Духа Божия. Дух Божий – это творческая сила. Дух Божий дышит, где хочет, Сам проявляет Свою Божественную силу и волю. Но Дух Божий не может жить там, где человеческий дух, где душа человека, его сознание, его добрая воля теряют свой смысл и извращаются и человек превращается в бессмысленное, плотское, плотяное существо. Есть только один предел для Духа – это бессознательная человеческая и сопротивляющаяся Ему жизнь. И вот в том-то и величие, и сила, и тайна Рождества Христова, воплощение Сына Божия и крещение Его от Иоанна в водах Иордана, что Господь Своей благой и премудрой и доброй волей вновь возвратил Дух Божий человеку. И всякий, кто принимает крещение, кто проходит через купель христианского крещения, как бы вновь прививается к тому благодатному древу, которое насадил Господь в раю в первой человеческой жизни. И апостол Павел, премудрый учитель веры, восклицает: Уже не живу я, но живет во мне Христос! (Гал. 2, 20). Вот так, кто крестился во Христа, тот облекся в Него. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), – поем мы и в праздник Рождества, и в праздник Крещения. И в этом-то и состоит сила и радость нашего святочного периода между праздником Рождества Христова и праздником Крещения, и в эти попразднственные дни, когда Церковь еще и еще раз многократно в храме за богослужением своими священными благословениями возвращает нас к мысли о том, что мы вновь обрели Духа Божия, что мы, как бы ни были слабы, грешны, непоследовательны в своих поступках, вновь привиты к благодатному корню, когда дерево из дикого становится благородным, когда его бесплодные ветви приносят плоды, когда душа наша украшается добродетелями. И вот тут-то я и остановлю ваше внимание на том, что сказал немножко раньше: как именно наш русский, славянский богословский разум постиг глубину этого священного благодатного действия Духа Божия.

Во многих языках мира, в том числе и в изначальном для нашего богословия греческом, то, что мы называем крещением, имеет другое название – «погружение», «омовение», раскрывая тем самым как бы внешнюю сторону этого священного действия. А у нас принято другое слово. Не погружение, не омовение, а крещение. Уже не о воде идет речь и не о погружении в воду, а о том, что сказал Христос: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф. 20, 23). И это принадлежит только русскому языку. И в этом-то и проявилась та глубокая духовная сущность нашего русского подвижнического, аскетического богословского мышления, что наши древние учители и последующие богословы и подвижники смотрели в суть, в самый корень этого события, духовного явления. Не вода омывает душу человека, а готовность идти за Христом, пить из одной с Ним чаши терпения и нести крест, ибо сказал Господь: не может быть тот Моим учеником, который не идет за Mною и не несет креста своего (Мф. 10, 38; 16, 24).

Не по имени христианин, а по действиям. Вспомним евангельские слова, сколько есть образов, и притч, и призывов Господа, где Он говорит, что путь труден, врата узки и не каждый их находит; что не только пройти в них можно, но и найти не каждый их может... Но при этом Господь, утешая, говорит: иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30); и там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20); и когда двое или трое согласятся просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Небесного (Мф. 18,19).

Таким образом, в одном этом действии крещения, как бы в единой точке, собираются великие благодеяния Божии, милость Божия и скорбь человеческая и радость. Вспомним вновь слова Господа Иисуса Христа: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33); когда вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин 16, 20), и радости вашей уже никто не отнимет (Ин. 16, 22). И все это, братья и сестры, все это плоды одного и того же действия – крещения, которое каждый из нас сподобился пройти в своей жизни. Один в начале, другой позже, третьи, может быть, еще придут.

Много можно говорить об этом, много можно и размышлять, но главное, братья и сестры, действовать и жить. Апостол Павел говорит: хочу проповедовать одного только Христа, не суесловие человеческой мудрости, а Христа Распятого, ибо в этом и красота, и величие (см.: 1 Кор. 1, 23; 2, 2). Один из наших поэтов сказал как-то:

Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа
[1].

Итак, братья и сестры, в эти святые, священные дни, когда мы вспоминаем Крещение Господне, Господь наш Иисус Христос через подвиг уничиженья и воплощенья в крещении Своем соединился со всем человечеством, с миром, и каждому из нас явил этот подвиг! И вновь я напомню слова евангельские: Он пришел в мир к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11); а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12). Праздник Крещения – это праздник рождения каждого христианина, праздник каждого из нас, праздник радости, праздник победившего терпения, праздник нашей веры, праздник святости и благочестия. И мы уходим из храма, унося с собой чистый, прозрачный сосуд со святою водой для того, чтобы она была в доме для нас залогом нашего спасения.

Сегодня мы молились о всех, кто освящает эту воду, и ею кропит, и принимает ее, – в утишение страстей, в приобщение вечной жизни. Эту крещенскую святую воду мы храним дома и благоговейно принимаем ее в особенные, может быть, трудные дни нашей жизни. И всё это, братья и сестры, всё дано нам в едином слове – крещение, ибо те, кто во Христа крестились, во Христа и облеклись. И Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 40). И еще раз повторяю: радость, которую дает Христос, дана нам в воде крещальной, в воде крещенской, через которую прошел каждый пришедший на землю христианин.

Да поможет нам Господь и в эти, и в последующие дни чаще и чаще, братья и сестры, напоминать себе о том, какое великое сокровище мы несем в своей душе, как в благодатном сосуде. Не в образе воды, а в тех незримых дарованиях благодати Святого Духа, которые уже теперь никогда не отступят, которые всегда с нами. Ибо Дух Божий дышит, где хочет (см.: Ин. 3, 8), приходит Сам и утешает и наставляет. Вспомним апостола Павла, который в Послании к Галатам говорит: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Они выше законов. На таковых нет закона (Гал. 5, 23), ибо они уже победили всё, что может унизить, уничтожить человеческий дух.

Да будет, братья и сестры, над всеми нами благословение Божие и радость праздника Крещения! И благодать его, и святыня его пусть постоянно обновляется в сердцах наших. Аминь.

Слово произнесено в храме Воскресения Словущего 25 января 1987 г.


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 55-60.


Примечание

[1] Бальмонт К.Д. «Одна есть в мире красота», 1893.


9 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...