Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь

В 2014 году исполняется 280 лет с момента основания под Петербургом Троице-Сергиевой Приморской пустыни. Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях, переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.


В ноябре 1734 года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Варлаам.

Архимандрит Варлаам, в мире Василий Высоцкий, родился в 1665 году в селе Домодедово Московской губернии. Еще в отроческом или юношеском возрасте он пришел в Борисо-Глебский монастырь, что на горе в Переяславле Залесском. Там в то время был еще жив схимонах Корнилий, в дальнейшем прославленный Господом и известный в Русской Церкви под именем преподобного Корнилия. При нем Василий был сначала послушником, а потом белым священником. В 1692 или 1693 г. о. Василий был переведен в Москву, в церковь Рождества Богородицы, что в Кремле. В 1700 году он вновь возвращается в Борисо-Глебский монастырь и принимает монашеский постриг с именем Варлаама. В 1704 г. о. Варлаам возводится в сан игумена и оставляется настоятелем этого же монастыря. В 1710 г. о. Варлаам был переведен настоятелем в Данилов Переяславский монастырь с возведением в сан архимандрита. Пребывая в Борисоглебском и Даниловском монастырях, о. Варлаам старался украсить и обновить старые храмы и воздвигнуть новые. 

14 июля 1726 года Екатерина I посылает архимандриту Варлааму именной указ, в котором говорилось:  “Честнейший Отец! Понеже Троицкий Сергиев монастырь ныне в худом состоянии находится, а наипаче, как мы слышали, что монахам хлеб дают овсянный: того ради, на месте бывшего в том монастыре архимандрита Гавриила, который ныне определен епископом, велели мы перевести в Троиций монастырь вас архимандритом и надеемся, что вы тот монастырь исправите и в доброе состояние приведете”.

С этого времени архимандрит Варлаам становится известен широким кругам как духовник Екатерины I и как архимандрит всеми любимого монастыря. Последние годы своей жизни архимандрит Варлаам провел в столице, редко бывая в своем монастыре. Но это нисколько не отразилось на состоянии монастыря, так как о. Варлаам письменно поддерживал с ним связь. К этому времени Троице-Сергиев монастырь трудами архимандрита Варлаама приведен был в хорошее состояние. Братия уже не жаловалась на то, что в монастыре кормят овсяным хлебом. В монастыре стали воздвигаться новые постройки. При наблюдении архимандрита Варлаама начата и закончена постройка малой шестиугольной церкви над св. мощами преп. Михея. При о. Варлааме начато сооружение (закончено в 1747 г.) замечательной лаврской колокольни, которая до сих пор поражает взор своей величественностью и красотою.

Архимандрит Варлаам был на 70 году жизни, когда Анна Иоанновна передала ему в управление участок земли, на котором в последствии выросла Троице-Сергиева пустынь. Несмотря на возраст, почтенный старец приложил все усилия для процветания новой обители. Для дальнейшего расширения пустыни и для ведения своего хозяйства отец Варлаам купил у разных лиц три участка земли. Вся земля, вместе с подаренной императрицей 41 десятиной, составила 400 десятин. 

Cкончался архимандрит Варлаам 25 июля 1737 года в Петербурге и похоронен в основанной им Троице-Сергиевой пустыни. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии".


Однако из-за частой смены настоятелей время процветания монастыря сменилось долгими годами упадка. Но не забыты духовные подвиги таких настоятелей, как архимандрита Амвросия (Протасова), известного талантливого проповедника (1798-1800 гг.), Евгения (Болховитинова), который собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы (1802-1804 гг.).

Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен Игнатий Брянчанинов. Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными поэтическими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу. Более 20 лет (с 1834 по 1857 годы) Игнатий Брянчанинов был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам  Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя.


Игнатий Брянчанинов, ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни. О высоком уровне духовной жизни говорит и то, что к концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг.

Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова, М.И. Скотти. Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства.  При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата.

В 1884 году вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни.

Собор Воскресения Христова. 1910-е годы. 

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. 

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии, тем не менее, постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители. В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Архитектор А. А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. И. Н. Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора. К сожалению, в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Большинство надгробных памятников, чудом уцелевших до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером.

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии и в обители возобновилась монашеская жизнь. Шесть лет насельникам монастыря приходилось делить территорию пустыни со школой милиции, которая только в 1999 году освободила здания обители. Ныне богослужения проходят в восстанавливаемой церкви Сергия Радонежского. Сохранился также храм Григория Богослова, правда приведение его в порядок потребует значительных средств.

По материалам: www.pustin.spb.rudrevo-info.rual-spbphoto.narod.ru, Курсовое сочинение студента IV курса Ленинградской Православной Духовной Академии священника Владимира Котлярова «Троице-Сергиева Пустынь Петроградской епархии (исторический очерк)», Ленинград, 1958 г.



22 Января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...