Свято-Троицкая Сергиева Лавра – центр духовного просветительства и культуры

Одной из самых почитаемых обителей на Руси на протяжении многих столетий является Троице-Сергиева лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским в первой половине XIV века. Обитель очень быстро стала общерусским центром духовного просветительства и культуры. Именно из нее позднее выйдет благодатный поток его учеников, создавших целое созвездие монастырей вокруг Москвы.


Преподобный Сергий Радонежский, согласно его житию, составленному его учеником преподобным Епифанием через 30 лет после его кончины, родился 3 мая 1314 г. в семье благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, и в крещении получил имя Варфоломей. Его родители переселились в город Радонеж, бывший тогда достаточно крупным центром в Московском княжестве. В XIX в. на месте их дома будет возведен храм Преображения. С раннего детства Варфоломей стремился к уединенной жизни и молитве, а после принятия пострига его родителями в Покровском Хотьковском монастыре, где ныне почивают их честные мощи, Варфоломей, вместе со своим братом Стефаном, ушли из дома в поисках пустынножительства. На горе Маковица, что в 15 км от их дома, они поставили деревянную келью и «церквицу» среди дремучего леса. Скоро митрополит Феогност благословил братьев и прислал в 1340 г. священника, освятившего храм во имя Живоначальной Троицы. Вскоре Стефан оставил брата — ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей продолжил духовное подвижничество в одиночестве. Недалеко проживавший старец Митрофан 7 октября 1342 г. постриг Варфоломея в иноческий сан с именем Сергий, в день празднества Сергия и Вакха. Скоро к новому отшельнику потянулись люди, прося принять и их, и только после настойчивых просьб Сергий позволил присоединиться к нему новым инокам. Они построили 12 келий, и началась жизнь новой обители.



Но игуменом Сергий еще не был, и лишь в 1354 г., когда он пришел в Переславль-Залесский к епископу Волынскому Афанасию, тот рукоположил его в иеромонахи, поручив управление монастырем. В эти годы братия обители еще питалась раздельно, а некоторые имели даже собственность. Лишь в 1372 г. благословивший Сергия патриарх Константинопольский Филофей и подаривший ему крест, параман (Принадлежность облачения монаха, небольшой четырехугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и черепа Адама. – Ред.) и схиму, посоветовал игумену ввести в обители общежительный устав, что было принято. С этого времени жизнь в монастыре была перестроена, имущество стало общим, введена общая трапеза и общий духовник. Одним из первых духовников стал преподобный Савва, основатель Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Но не все приняли новые порядки, и Сергий скоро вынужден был уйти на речку Киржач, где основал новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако через 4 года, по настойчивым просьбам братии Троицкого монастыря, он возвращается назад. Высокий моральный авторитет преподобного, его духовная сила и активная церковная деятельность снискали монастырю всеобщее почитание, сделав его скоро духовным центром московских земель, получив поддержку великих князей. В обители молился Дмитрий Донской перед Куликовской битвой и отсюда ушли на ратный подвиг, получив игуменское благословение, иноки Пересвет и Ослябя. Жизнь преподобного Сергия была отмечена многими чудотворениями. Главным из них стало его чудесное посещение Пресвятой Богородицей в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Ее обещание «...неотступно буду от места сего и всегда буду покрывать его» полностью исполнилось, явив уникальное значение обители для русского православия. Преподобный Сергий умер в 1392 г., вручив игуменство ученику и продолжателю святого дела Никону. Игумен земли Русской был похоронен в родной обители, а в 1422 г. его мощи были обретены нетленными и упокоены в новом белокаменном Троицком соборе, возведенном на средства великого князя Московского Василия I и крестника игумена — звенигородского князя Юрия. Величественный четырехстолпный крестово-купольный собор стал выдающимся памятником русского зодчества. В этом храме отразился подъем национального искусства после победы на Куликовом поле. Собор ныне является самым древним сооружением лавры и ее самым святым местом. Росписи стен были выполнены выдающимися мастерами преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но до нас они не дошли. Сохранившиеся фрески относятся к 1635 г. и воспроизводят первоначальную иконографию. Одной из святынь собора является пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено самим Андреем Рублевым или мастерами его круга. Для этого иконостаса Рублевым была написана знаменитая икона «Святая Троица», ныне находящаяся в Третьяковской галерее. В 1476 г. в обители была возведена еще одна каменная церковь, в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами и дошедшая до нас.


Упокоенные в Троицком соборе чудотворные мощи преподобного Сергия продолжали вершить чудеса. В собор тянулась череда паломников. Среди них были и царственные особы. Супруга Иоанна III молилась перед ними о даровании наследника и была утешена явлением святого старца. А уже через год у чудотворной раки крестили ее родившегося сына Василия. Здесь же крестили через полвека Иоанна IV, и здесь он молился перед походом на Казань. Его благоволение монастырю позволило соорудить в обители в 1550-е гг. высокие крепостные стены (длина 1284 м) с башнями и начать возведение величественного Успенского собора (1559 г.), по образцу одноименного собора Московского Кремля, законченного в 1585 г. Сохранившиеся фрески собора относятся к 1684 г. При Иоанне Грозном в 1561 г. монастырь получает статус архимандрии. В Смутное время массивные белокаменные стены монастыря с тремя тысячами защитников помогут сдержать во время 16-месячной осады натиск 30-тысячного вражеского войска. Героическая оборона обители внесла неоценимый вклад в разгром польских интервентов, став одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского, явив на Руси беспримерный подвиг его защитников.

Святому монастырю благоволили все русские цари, посылая драгоценные дары и постоянно совершая сюда паломничества, так называемый «Троицкий Ход». Для царя Алексея Михайловича были выстроены здесь даже Царские Чертоги у северной стены. А богатство ризницы монастыря вызывало изумление и удивление. Павел Алеппский, совершавший путешествие вместе с антиохийским патриархом, отметил, что «монастырь не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».

В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны и царевичей Ивана и Петра, а в 1689 г. в нем укрывался убежавший из Москвы Петр I.

Одной из святынь обители стал чудотворный источник, забивший в 1644 году при ремонте паперти Успенского собора. Первым от него прозрел инок Парфений. В конце XVII в. над ним была сооружена надкладезная часовня в нарышкинском стиле. Еще два святых источника находятся за пределами монастыря: Пятницкий, забивший по молитве преподобного Сергия и Сергиев колодец за селом Стромынь.


В 1744 г., при императрице Елизавете Петровне, монастырю присваивается статус Лавры, которая становится одним из богатейших монастырей России. К 1760-м гг. ей принадлежало более 100 тыс. душ крестьян и огромные земельные угодья. В обители столетиями собиралась уникальная библиотека рукописных книг, строились приюты и богадельни, переписывалась, а позднее печаталась в собственной типографии разнообразная богословская литература. В 1812 г. в пользу русской армии Лавра пожертвовала 70 тыс. рублей. В ее стенах подвизалась целая плеяда подвижников церкви, в том числе преподобный Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами лавры были московские святители Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), убитый в 1918 г. большевиками в Киеве.

В 1742—1814 гг. на территории монастыря действовала духовная семинария, а в 1814 г. сюда после пожара в Москве переводится Московская духовная академия (наследница Славяно-греко-латинской академии), в числе слушателей которой будут известные философы В.С. Соловьев и священник П.А. Флоренский. Именно Флоренский скажет о Лавре замечательные слова, что «здесь бьется пульс русской истории. Здесь Россия ощущается как целое».

Постриженниками Лавры были основаны сотни русских монастырей. В XVIII—XIX вв. в ее окрестностях возникли Вифанский монастырь, Боголюбский и Черниговско-Гефсиманский скиты, явившие миру духовных подвижников. На кладбище Черниговского скита погребен философ К.Н. Леонтьев. В Лавре были захоронены представители многих знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские, руководитель первого ополчения Прокопий Ляпунов, многие московские архиереи, в том числе и нашего времени — патриархи Алексий I (Симанский) и Пимен (Извеков). Перед Успенским собором - родовая усыпальница Годуновых, а за его алтарем с северной стороны был погребен известный славянофил Иван Сергеевич Аксаков.



Перед революцией в Лавре проживало до 400 монахов, но в 1920 г. она была закрыта. С 1920 года здесь размещается историко-художественный музей, позднее и другие учреждения. После Великой Отечественной войны началось возрождение обители, часть которой была возвращена (1946 г.) Русской Православной Церкви. В стенах Лавры в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные соборы, а с 1948 г. здесь возобновила свою деятельность Духовная академия.

Троице-Сергиева Лавра сегодня является крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем Русской Православной Церкви, куда стремятся тысячи паломников со всех концов нашего обширного Отечества, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Она по-прежнему сохраняет первенство одного из основных духовных центров в современной России. А уникальный архитектурный ансамбль Лавры по праву входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Источник: Сто великих святынь православия*// Авт.-сост. Е.В. Ванькин. – М.:Вече, 2011 г.


*) 

100 ВЕЛИКИХ СВЯТЫНЬ ПРАВОСЛАВИЯ

Православные святыни мира - храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Воскресения Христова в Иерусалиме, церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме, монастырь Святой Екатерины в Египте, Святой Афон, Святая София Киевская, Свято-Троицкая Сергиева лавра, храм Христа Спасителя, Свято-Введенская Оптина пустынь. Серия книг посвящена 100 великим святыням - образам, храмам и обителям, особо почитаемым православными во всем мире…


Источник: STSL.Ru
12 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».