День памяти святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, игумена Троице-Сергиева монастыря

День памяти святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, игумена Троице-Сергиева монастыря
Серапион, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (†1516; память 16/29 марта, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых), родом из подмосковного села Пехерке (или Пехорки). 

Один год был священником. Овдовев, принял монашество в Дубенском Успенском монастыре Владимирской губернии и был в нем настоятелем. Затем переведен в Успенский Стромынский монастырь, где был игуменом.

С 1495 года — игумен Троице-Сергиева монастыря.

15 января 1506 года (против своего желания) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.

Как и его предшественник по новгородской кафедре архиепископ Геннадий (Гонзов, †1504; память 4/17 декабря), архиепископ Серапион отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на Соборе 1503 года, обсуждавшем данный вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного архиепископа Геннадия, архиепископ Серапион продолжал его политику. С этим, очевидно, связано столкновение архиепископа Серапиона с Иосифом Волоцким († 1515; память 9/22 сентября), начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 году сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий, столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли, отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, архиепископ Серапион не признал этого акта (совершенного без его ведома) и отлучил в 1509 году Иосифа от Церкви. В ответ на это Церковный Собор во главе с митрополитом Московским и всея Руси Симоном (†1511) отлучил и лишил сана самого архиепископа Серапиона; он был сослан в Андроников, затем в Троице-Сергиев монастырь. В Послании митрополиту Симону, сохранившемуся до настоящего времени, архиепископ Серапион писал: «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу? Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?..» Архиепископ Серапион обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 году новгородско-московской ереси жидовствующих. Опала святителя Серапиона вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому. В 1511 году Василий III повелел митрополиту Симону примириться с архиепископом Серапионом и снять с него отлучение от Церкви. Собором святителей архиепископ Серапион был освобожден из заточения и остаток дней провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Симон перед своей смертью по воле великого князя пригласил архиепископа Серапиона, благословил его, принял от него прощение и отпустил его в Сергиев монастырь. Новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» архиепископу Серапиону, но примирение между ними не состоялось: в 1515 году умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и архиепископ Серапион.

Последние годы своей жизни святитель Серапион провел в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы в обители преподобного Сергия, сподобившись от Господа дара прозорливости. В час кончины преподобного Иосифа Волоцкого, 9 сентября 1515 года, святитель Серапион встал и сказал бывшим при нем: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог: бывает подобное и с праведными».

Скончался архиепископ Серапион 16 марта 1516 года, примирившись со всеми и приняв схиму. Мощи святителя Серапиона были обретены 7 апреля 1517 года и почивают под спудом в так называемой Серапионовой палате Троицкого собора до настоящего времени.

В 1559 году архиепископу Серапиону было установлено местное празднование. Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифиллием, о котором упоминается в одном из списков его жития.

В 1608 году во время осады Троице-Сергиева монастыря поляками «мнози черноризцы и миряне видеша вшедша в церковь Святыя Троицы Серапиона, архиепископа Новгородскаго, в святительской одежде, и во святем олтари пред образом Святыя Богородицы ставша».


Святитель Серапион,
архиепископ Новгородский.
 Фреска Трапезной палаты
Сергиевского храма Троице-Сергиевой Лавры

Тропарь святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому, глас 8

Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!

Кондак святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому, глас 3

Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!

Молитва святителю Серапиону

О великий святителю Божий отче Серапионе! Вонми моей слабой молитве, и предстани за мя, грешнаго и убогаго, пред Господем, и испроси твоими усердными молитвами множеству грехов моих прощение, да, получив помощь твою, поживу во исправление жития моего. Ты, яко исполненный живою струею от Приснотекущаго Источника воды живота вечнаго - Христа Иисуса, ороси сердце мое и возбуди желание любви моей ко Господу, да путь маловременнаго жития поживу в поучении заповедей Его и в покаянии сердечней. И, охраняемь твоими теплыми за мя молитвами, улучу от благосердаго Спаса Господа нашего Иисуса Христа благовременную в нуждах помощь и непостыдный христианский конец живота моего, прославляя Его со всеми, от века благоугодившими Ему, во веки веков. Аминь.


Труды 

Послание митрополиту Симону // Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. - М.; Л., 1959. С. 331-333 (ср.: Там же, с. 266-267).

Литература 

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. - М., 1909. С. 146,153.

Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. - Новгород, 1897.

Кедров Н.И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). - М., 1892. С. 43-44.

Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873. С. 286, 287, пр. 19. Толстой М.В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре / Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. - М., 1860. Кн. 1. С. 45-50.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862. С. 210.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местночтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск. Тверь, 1892—1902, вып. 9, май. — С. 71; вып. 8, апрель. — С. 38.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. — Киев, 1913. — С. 1406 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб,» 1877. С. 85,138.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908. С. 419, 452.

Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1912.

Житие преподобного Иосифа Волоколамского» составленное неизвестным, с предисловием и примечанием К. Невоструева / Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - М, Сергиев Посад, 1863—1894; 1865.

Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря. — М., 1865. — С. 27-29. Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 4 (Софийские летописи). — СПб., 1853. С. 249-250.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903. — С. 12. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 550.

Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. Т. 3. С. 92.

Троицкий Патерик. — Сергиев Посад, 1896. С. 169-173.

Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. — М., 1880, № 67.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900— 1905. Т. 17. С. 290.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. - СПб., б. г. Т. 2. С. 2035. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890-1907. Т. 29-а. С. 587.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. Т. 18. С. 340.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 18.

Минея март. — М., 1984. — Ч. 2. — С. 31-32. Лурье Я.С. Серапион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2. С. 319-320.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 4, ч. 1. С. 82-85.



Источник: Православная энциклопедия. С. 559-561.




29 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...