Святитель Николай Японский — апостол ХХ века

Святитель Николай Японский — апостол ХХ века
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Пророк Давид в священной псалтири восклицает: «Хвалите Господа вси языцы!» (да восхвалят Господа все народы!). Воистину мы становимся свидетелями дивного чуда, когда Господа познают и восхваляют все народы Земли! Сегодня Церковь молитвенно чтит память преставления великого нашего соотечественника, святого равноапостольного Николая — просветителя Японии.

Будущий великий святитель, в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836–1912), родился в бедной семье дьякона в селе Береза Смоленской (ныне Тверской) губернии. Успешно окончив местное духовное училище, а затем Смоленскую семинарию, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Однажды Иван Касаткин шел по Академии и увидел объявление о том, что в российское посольство в Японии требуется священник. Студент не предал этому значения, но на богослужении, как вспомнит он через 30 лет, с его сердцем что-то произошло — он почувствовал голос Божий, призывающий его к миссионерству. В том же году Иван Дмитриевич принял монашество с именем Николай и священный сан, а в 1860 году отправился в Японию.

Зиму 1860–61 годов ему пришлось провести в Благовещенске, где он повстречался с другим великим миссионером, святым равноапостольным Иннокентием (Вениаминовым), просветителем Алеут и Аляски. Воскресными вечерами они любили общаться за чаем. Из этих бесед будущий святитель почерпнул бесценный опыт миссионерской проповеди.
2 июля 1861 года отец Николай прибыл в Хакодатэ. Но Япония не была готова принять его проповедь. На фоне смены династий здесь разразилась гражданская война. Случались нападения на иностранцев. Кроме того, в Японии до 1873 действовал строгий запрет на христианство. В это трудное время молодой проповедник взялся за усердное изучение японского языка, истории, культуры и религий — буддизма, синтоизма и конфуцианства. И через восемь лет даже по японским меркам был уже хорошо эрудирован. К тому времени он прочитал более 200 томов книг о японской культуре и истории на японском языке и часто беседовал с японцами.

Первым японцем, обращенным в православие иеромонахом Николаем, стал Такума Савабэ, самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, который давал уроки фехтования русскому послу. Каждый раз, встречая отца Николая, он гневно смотрел на него. Однажды самурай пришел к миссионеру в дом с мечем в руках. Отец Николай вышел к нему навстречу и спросил: «За что ты так ненавидишь меня?» Самурай ответил: «Вы, чужеземцы, приезжаете сюда, чтобы высматривать нашу землю. Твое учение принесет зло Японии!» Мудрый пастырь спросил: «Разве ты знаком с моим учением?» Тот ответил: «Нет». Тогда отец Николай сказал: «Если ты сочтешь мое учение худым — сможешь убить меня». И начал рассказывать ему о Христе. Такума Савабэ покинул святого лишь под утро. А на следующий день вновь пришел к нему уже без оружия. Какова же была радость отца Николая, когда в апреле 1868 года бывший самурай попросил крестить его. А потом стал первым японским священником.

Особое внимание святитель уделял переводам и издательской деятельности. Плодом его 30-летнего упорного труда стал лучший для своего времени, многократно отредактированный перевод Нового Завета. Он также перевел ветхозаветные богослужебные чтения, почти весь круг богослужебных книг — несколько тысяч страниц сложного поэтического текста!

С отменой запрета христианства перед отцом Николаем открылись большие возможности, которыми он не преминул воспользоваться: построил библиотеку и основал миссию в центре Токио. Сотрудники миссии перевели множество книг и брошюр катехизической, просветительской и апологетической направленности и произведения русской классической литературы. Так Япония узнала Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Чехова… А численность христиан в 1878 году достигла 4115 человек.

В 1880 году отцу Николаю пришло письмо из Петербурга, в котором его спрашивали, не хочет ли он стать епископом в Японии. Он ответил кратко: «Если нет возможности прислать епископа из России, — я согласен». В том же году на Родине отец Николай принял сан епископа и собрал немало пожертвований на величественный Токийский Воскресенский собор. Он был воздвигнут на центральном холме города, и его колокольня заметно возвышалась над императорским дворцом. Это вызвало негодование некоторых японцев. Но все же в 1891 году собор был освящен и сразу стал символом Православия в Японии и «визитной карточкой» японской столицы.

В 1891 году Японию посетил Наследник Российского императорского престола, будущий Российский Самодержец Николай Александрович. Во время этого визита епископ Николай стал свидетелем ужасного происшествия. Когда коляска, в которой ехал будущий русский царь, поравнялась с одним из полицейских, тот, выхватив меч, ранил царевича. Затем он замахнулся во второй раз. Царевич попытался увернуться от удара, но снова был ранен. Он перекувыркнулся через рикшу, зажал рану ладонью и побежал по улице. Полицейского схватили. Это происшествие грозило мгновенным объявлением войны, но японский император попросил прощения и конфликт был улажен.

С началом Русско-Японской Войны 1904–1905 годов Миссия оказалась в крайне сложном положении. Православных японцев считали русскими шпионами и подвергали гонениям. Разжигалась ненависть к России и к Православию. Святитель тяжело все это переживал и молился о скорейшем окончании войны. Пренебрегая опасностью, он решил остаться в Японии, чтобы не нарушить долг русского патриота и в то же время не поставить под удар православных японцев, которых он благословил на служение своей родине. Усердием владыки были организованы общества духовного утешения пленных и раненых. Так для членов героического экипажа крейсера «Варяг» в японском госпитале совершались богослужения.

Архиепископ Николай скончался в Токио 16 февраля (по новому стилю) 1912 года в возрасте 75 лет. Японский император Мэйдзи проявил величайшее уважение к памяти японского пастыря: лично дал разрешение на захоронение его останков в черте города и прислал траурный венок ко гробу святителя. Через 50 лет после его смерти православные захотели перенести мощи святителя в собор. Но правительство не позволило, объяснив это тем, что останки маститого учителя, как его называли японцы, принадлежат всему японскому народу. И поэтому они должны остаться на общественном кладбище.

Сильнейшим потрясением, как в материальном, так и в духовном плане для Японской Церкви стал 1917 год. Великое Кантосское землетрясение 1923 года нанесло еще один удар, уничтожив здания миссии, библиотеку и сильно повредив Токийский Воскресенский собор. Впрочем, повторное освящение собора 15 декабря 1929 года доказало жизнеспособность Японской Церкви.

Военное время сороковых годов принесло много бед японской пастве: во время американских бомбежек сгорели многие храмы, многие священники и миряне погибли под обстрелами или умерли от голода. Но Японская Церковь выстояла…

Сегодня предстоятелем Японской Церкви является митрополит Даниил (Нусиро). Он принял монашеский постриг в 2000 году в нашей святой обители, в Троицком соборе, у мощей преподобного Сергия. Кстати, в Токийском соборе служит наш брат — иеромонах Герасим (Шевцов), насельник лавры. Он также преподает в Токийской семинарии.
Современная Японская Автономная Православная Церковь существует в непростом мире постиндустриальной Японии с ее многоконфессиональными традициями. По-прежнему не решены многие вопросы. Но благодатные семена православия, заботливо положенные святителем Николаем в сердца японцев, приносят плоды по сей день: каждое воскресенье Токийский собор наполнен молящимися японцами всех возрастов.

Слава в вышних дивному во святых Своих Богу! Буди благословенно, земное наше отечество, возрастившее великий сонм святых, которые молятся теперь ко Господу в Вечном Блаженном Отечестве Небесном! Аминь!

Проповедь иеромонаха Гурия (Гусева), произнесенная в день памяти святого Равноапостольного Николая, архиепископа Японского 16 февраля 2012 г. в Троице-Сергиевой Лавра, Трапезном храме за Ранней литургией.

16 Февраля 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...