Троицкий патерик. Святитель Иоасаф, митрополит Московский, священноинок Троицкой обители

Троицкий патерик. Святитель Иоасаф, митрополит Московский, священноинок Троицкой обители

9 августа Русская Православная Церковь молитвенно празднует день преставления свт. Иоасафа, митр. Московского и всея Руси († 1555), святого священноинока Троицкой обители.

Святитель Иоасаф (Скрипицын) принадлежал к известному роду переславских и радонежских землевладельцев. Его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV в. Актовые материалы свидетельствуют, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных перешли во владение Троице-Сергиева монастыря в виде вкладов. По всей видимости, будущий митрополит принял монашеский постриг в обители прп. Сергия. В актах 1526–1527 гг. отец Иоасаф значится как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах.

С 1529 по 1539 гг. отец Иоасаф был настоятелем Троицкого монастыря. Он пользовался особым доверием вел. кн. Василия III. 4 сентября 1530 г. игум. Иоасаф крестил его новорожденного сына, будущего царя Иоанна Грозного, а 3 ноября 1533 года – будущего удельного кн. Юрия Васильевича Глухого.

В летописной «Повести о болезни и смерти Василия III» говорится, что 3 декабря 1533 г. в день своей кончины смертельно больной великий князь обратился к приехавшему в столицу Иоасафу с просьбой, не уезжая из Москвы, помолиться «о земском строении и о сыне Иване и о его согрешении». Отец Иоасаф участвовал в пострижении великого князя перед его кончиной. Автор «Похвального слова Василию III» характеризует Иоасафа как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна».

В 1539 г. произошло избрание отца Иоасафа по жребию митрополитом Московским. Он стал вторым после митр. Московского Симона (1495–1511) игуменом Троице-Сергиева монастыря, возведенным на Первосвятительский престол.

Годы правления митр. Иоасафа пришлись на время малолетства Иоанна Грозного, характеризовавшееся ожесточенной борьбой между боярскими группировками. Митр. Иоасаф, воспользовавшийся старинным правом «печалования» за опальных, ходатайствовал за кн. Ивана Федоровича Бельского, с 1538 г. находившегося из-за интриг князей Шуйских под арестом, а также за брата И. Ф. Бельского кн. Семена Федоровича Бельского. Благодаря «печалованию» святителя великий князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю кн. Димитрия Андреевича Угличского и двоюродного брата Иоанна Грозного удельного старицкого кн. Владимира Андреевича с матерью кн. Евфросинией Андреевной Хованской.

В результате переворота в 1542 г. власть захватили сторонники кн. Иоанна Васильевича Шуйского, которые не захотели признавать митр. Иоасафа. Мятежники забросали камнями окна келии митрополита и вынудили его удалиться на Троицкое подворье. Но этим дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Лишь обращение Троицкого игум. Алексия, который именем прп. Сергия умолял пощадить владыку, спасло ему жизнь. Митр. Иоасаф был низложен и сослан в Кириллов Белозерский монастырь. Как писал о том царь Иоанн Грозный, «митрополита Иоасафа с великим бесчестьем с митрополии согнаша».

Во время пребывания в Кирилловом Белозерском монастыре митр. Иоасаф делал щедрые вклады на нужды обители. Его имя было вписано в монастырский синодик. Делал он вклады и в Троице-Сергиев монастырь. К середине 40-х гг. XVI в. святитель вернулся в обитель прп. Сергия. В 1551 г. ему привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. Ответ митр. Иоасафа составляет сотую, завершающую, главу соборных материалов. Тот факт, что его замечания были включены в сборник отдельной главой, свидетельствует о значительном авторитете свт. Иоасафа. В 1552 г. владыка Иоасаф встречал в Троицком монастыре возвратившегося из победного похода на Казань царя Иоанна Грозного.

Свт. Иоасаф (Скрипицын) относится к числу выдающихся книжников своего времени. Собиранием книг он занимался и в Кирилловом Белозерском монастыре. На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митр. Иоасафу. Ныне они, по преимуществу, хранятся в РГБ, в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и МДА. В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги свт. Иоанна Златоуста – на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит «Слова святителя Василия Великого о постничестве», «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» аввы Дорофея. К агиологии относятся два сборника житий святых и Киево-Печерский патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное, и др. В книжном собрании святителя находились также книги с произведениями его современников, например, «Миротворный круг» новгородского священника Агафона. Свт. Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи. Эту рукопись обнаружил А. А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему митрополиту Иоасафу. Поэтому и летопись А. А. Шахматов назвал Иоасафовской. Предполагается, что митр. Иоасаф имел отношение к созданию третьей редакции Воскресенской летописи. Свт. Иоасафу приписывают составление жития архиеп. Новгородского Серапиона.

Собственностью владыки также был сборник сочинений прп. Максима Грека, составленный и правленный автором в конце 40-х – начале 50-х гг. XVI в. в Троицком монастыре. После того как митр. Иоасаф был возведен на Первосвятительский престол, положение находившегося в заключении прп. Максима Грека улучшилось. По-видимому, Иоасаф получил сборник сочинений преподобного из рук автора.

Митр. Иоасаф мирно отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре 27 июля 1555 г. Запись рода Скрипицыных в синодике начинается с «митрополита-схимника Иоасафа», что дает основание говорить о принятии им перед кончиной великой схимы. Погребен в «келии преподобного Сергия». Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав Собора Радонежских святых. Мощи святителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой.

В марте 2006 г. в Серапионовой палате при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с надписями. Под плитами находятся склепы свтт. Серапиона и Иоасафа.

Канонизацией свт. Иоасафа следует считать включение его имени в 1981 г., по благословению Патриарха Пимена, в собор Радонежских святых. В 2001 г. имя свт. Иоасафа, по благословению Патриарха Алексия II, было включено в собор Московских святых.

Источник: Троицкий патерик. СТСЛ, 2015.


9 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.