Святитель Иларион (Троицкий). О спасении

Святитель Иларион (Троицкий). О спасении

Архиепископ Иларион Троицкий († 1929) наиболее решительно из всех русских богословов подчеркивал, «в какой тесной и неразрывной связи друг с другом стоят сотериология и христология, как всё учение о спасении сходится к единому центру – воплощению Бога Слова». Его учение о спасении является своеобразным синтезом воззрений святителя Феофана Затворника, Патриарха Сергия и профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова.

«На воплощении Сына Божия основывала Христова Церковь смысл человеческой жизни, надежду на спасение, упование на грядущее блаженство, чаяние жизни будущего века», – писал сщмч. Иларион. По его мнению, юридическая теория спасения, сосредоточиваясь на Голгофе, лишает нас полной радости праздников Рождества и Воскресения Христова.

Первородный грех, состоящий в своеволии, в непослушании воле Божией, является не преступлением и не оскорблением Бога, а болезнью и несчастьем человека. Человек, созданный Богом для нетления и блаженства, мог оставаться в таком состоянии лишь осуществляя волю Божию. Нарушение этого основного закона бытия привело к извращению человеческой природы, к потере духовного здоровья. Как богозданное состояние твари имело в самом себе источник блаженства, так искаженная человеческая природа имеет в себе самой источник страданий. От этого состояния и страдания нужно было человека исцелить и спасти.

Речь идет, таким образом, не о прощении грехов и не об «удовлетворении» Божьего правосудия, а об исцелении человека, о возвращении ему духовного здоровья и блаженства. Этой врачебной помощью и было воплощение Сына Божия. Два естества – Божеское и человеческое– соединяются в Единой Ипостаси Богочеловека. Это единение естеств и есть источник спасения человека. Происходит обновление человека, обожение человека, новое творение. Единение Бога и человека во Христе есть вечное единение Божества и человечества. Реальным единством человеческой природы объясняется, по апостолу Павлу, как переход Адамова греха на всё ветхозаветное человечество, так и переход Христова исцеления на всё человечество новозаветное. Не долги и не заслуги перекладываются здесь с одного на другого, а преображается (обновляется, воссоздается) сама человеческая природа. Грех изгоняется как болезнь. Восприняв человеческую природу, Сын Божий преодолевает в единении с ней греховность твари, источник болезни. Это отречение Богочеловека от греховной человеческой воли совершилось на Голгофе: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). «Голгофа и Крест – поворотный пункт истории. Прежде человек шел от Бога, теперь он обращается к Богу. Не судится Бог с человеком на Голгофе, не самоудовлетворяется казнью Сына, но обретает и радостно лобызает возвращающегося несчастного блудного сына».

Всякий нравственный перелом совершается с болью и страданием. Так с болью и страданием совершился на Кресте Христовом перелом сознания и воли грешного человечества. И спасительность для нас Голгофы заключается, по мнению архимандрита Илариона, не в ней самой, а в том, что гораздо раньше, в Вифлееме, точнее, в Назарете, в день Благовещения, Спаситель воспринял в единство Своей Богоносной Ипостаси нашу человеческую природу. «Так Голгофа получает истинное богословское освещение от Вифлеема».

Личного спасения человек достигает в борьбе с грехом и страстями, имея благодатную помощь Святого Духа. «Аскетический подвиг христианина есть не наказание, удовлетворяющее правде Божией, не "выслуга" пред Богом. Не как внешняя награда дается это блаженство [человеку], как и внутреннее следствие вырастает из его добродетели и свободы от греха. Сотерия в том и состоит, что, сделавшись причастен Божеского естества и получив дар Святого Духа, человек паки становится – целым, здоровым, нормальным. Восстанавливается то состояние твари, о котором сказал некогда Господь Бог: "Вся добро зело"».

Вывод архиепископа Илариона заключался в следующем: «Воплощение, воссоздание, обожение, нетление и блаженство – в пределах этих понятий движется православное учение о спасении».

Митр. Питирим (Нечаев)

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В. А. Никитин; предисл. Е. М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – С. 452-453.


31 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.