Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

(День памяти 10 ноября)

Димитрий, святитель, митрополит и чудотворец Ростовский, сын полкового сотника, родился близ Киева, в городке Макарове, в декабре 1651 года и при крещении был назван Даниилом. Поступил для образования в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве. На 18-м году жизни Даниил постригся в монахи в Киевской Кирилловой обители, где и наречен был Димитрием. В 1675 году святой Димитрий посвящен в сан иеромонаха и назначен проповедником при Черниговской кафедре. Молва о назидательных духовных поучениях Димитрия распространилась по Малороссии и Литве, так что многие обители приглашали его к себе. Через 6 лет его проповеднических трудов, святой захотел жить уединенно и с этой целью поселился в Киево-Печерском монастыре. Архимандрит Варлаам предложил ему заняться собранием, исправлением и изданием книг житий святых. Тем самым было положено начало великого труда. Император Петр Алексеевич, видя труды святого, хотел назначить его на Тобольскую кафедру для просвещения инородцев. Однако по состоянию здоровья святителя этому случиться было не суждено. 

В 1702 году архимандрита Димитрия возвели в сан епископа и назначили его на Ростовскую кафедру. В новой должности святитель развернул обширную деятельность. Он открыл семинарию, обращался с окружными посланиями к пастве, боролся с еретиками, писал народные поучения. 

Только 7 лет святой Димитрий возглавлял Ростовскую митрополию. Здоровье его совсем расстроилось и в 1709 году святитель преставился ко Господу. 


Святитель Димитрий, митрополит и чудотворец Ростовский

В день преставления святителя предлагаем Вашему вниманию некоторые из его поучений.

1. О молитве.

Нет такой вещи, которой было бы невозможно испросить у Бога, если только мы просим того, что само по себе есть благо, и если мы просим, как следует. Не ложны слова Спасителя нашего: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всяк просяй приимет и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф.7:7, 8). О чем не может упросить сын отца своего, если просит у него полезное и необходимое? Тем более человек может упросить Бога. Ведь естественный отец может быть и злым, может и не любить своего сына, может и солгать, и не дать того, что пообещал. Но совсем не то Бог. Никто не может прельстить Его, ни Он не может солгать кому-либо. Он любит людей, как чад Своих, и делает все, что обещает. 

2. О причинах страданий.

Мы дивимся, что иногда бывают засухи, бездождие, неплодородие земли и следующие за ними гниение и голод: а что соделывает все это? Кто виновен в таком зле? Грех наш. Вот мы слышим, как говорит Бог: «Огнь возгорится от ярости Моея, раждежется до ада преисподняго, снесть землю и жита ея, попалит основания гор. Соберу на них злая и стрелы Моя скончаю в них, таяти имут гладом» (Втор.32:22). За что же, Господи, так ужасно Ты гневаешься на возлюбленных людей Своих? «За грехи, – говорит, – их, яко прогневаша Мя и в мерзостех своих преогорчиша Мя». Мы дивимся, что иногда случается неожиданно пожар и сожигаются многие жилища и имения. А что соделывает сие? Кто виновен? Грех наш! «Одождит, – сказано, – на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен» (Пс.10:6). О, как жестоко бьют нас отовсюду волны! Причина же всех этих бедствий – это Иуда в корабле, грех в членах наших, которому мы поработили себя. Изгоним же его из себя покаянием; а пока мы не изгоним его, до тех пор не перестанем бедствовать и не избавимся от таких многочисленных бедствий наших.

3. Душевная смерть.

Знаете ли вы, что такое душевная смерть? Душевная смерть – это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться во аде. Почему же тяжкий грех является смертию для души? А потому, что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва. И хотя грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога, своей жизни, есть мертва.

4. 3 вида служения Богу.

Работающий Богу ради царствия небесного состоит как бы в чине наемщика, работает как бы за плату, чтобы в награду получить царство небесное; работающий Богу из страха мучений – состоит в чине раба, который творит доброе, страшась, что будет наказан; работающий же Богу ради самой любви Божией – состоит в чине сына, который ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон, любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает Его воли. Вот что означает сладко любить Бога сердцем.


Псалтирь Божией Матери
Псалом 8

Госпоже, Господь наш бысть Тобою Спаситель и брат наш; яко огнь в купине и роса на руно, на Тя сниде предвечное Божие Слово, Духу Святому нашедшу, осени Тя сила Вышняго; благословен зачатый в Тебе плод чрева Твоего, благословенно рождество Твое девственное, благословенна чистота плоти Твоея, благословенны щедроты сердца Твоего: слава Тебе, всех верных усердная Заступнице.



Библиография:

1. Жития святых в 12 томах. Сибирская Благозвонница
2. Алфавит духовный. 2012 год.
3. Псалтирь Пресвятой Богородице. 2009 год.
4. Проповеди и поучения святителя Димитрия Ростовского. 2010 год.


STSL.Ru 


10 Ноября 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...