Святая Плащаница Христа

И. А., 
Сергиевъ Посадъ, 1915


 


1. Сказание о Священном Полотне, которым было покрыто Тело Умершего Христа Спасителя.

2. Описание и научное исследование Туринской Плащаницы.

3. Объяснение к рисункам.

4. Возникновение Плащаницы в христианском храме и Ее значение.  


Сказание о Священном Полотне, которым было покрыто Тело умершего Христа Спасителя

По Виньону: соч. «Le Linceul du Christ»

Самые ранние исторические сказания о Священном Полотне относятся к VII веку. В разных записях того времени говорится о Полотне, покрывавшем Тело умершего Христа, на котором осталось Его изображение, но не говорится определенно ни о величине полотна, ни о характере изображения на нем; также трудно понять, где оно находилось. Более определенные сведения дают нам христианские паломники XI-го века; от них мы узнаем о Плащанице, т.е. о погребальных пеленах Христовых, находившихся у византийского императора. Но самое важное и определенное свидетельство принадлежит Роберту де Клари, относящееся к 1203 году, а также запискам его современника графа Рианта. Они сообщают, что в Константинополе в Императорской часовне, при храме Влахернской Богоматери среди замечательных священных реликвий находился сидониум, или то полотно, которым было обвито тело умершего Христа и на котором был виден Его отпечаток. Каждую пятницу развертывали эту ткань, и народ поклонялся этой святыне. Затем граф Риант рассказывает: когда крестоносцы разграбили побежденный ими Константинополь, то Влахернская капелла была не тронута, что исторически вполне верно. Одному епископу из Труа, находившемуся при войсках крестоносцев, по имени Гарнье де Тренель поручено было охранять все реликвии императорской капеллы. Но он вскоре умер (1203 г.), оставив список предметов, вверенных его охране; в этом списке не упоминается о Плащанице.

Из упомянутых предметов многие были отправлены им в Европу; Плащаницы среди них не оказалось. Куда же девалась она? Об этом нет сведений.

Далее высказывается предположение, что епископ Гарнье де Тренель оставил у себя Плащаницу как самую важную из вверенных ему священных реликвий, быть может, имея намерение привезти с собой эту Святыню в свой родной город Труа, но смерть помешала ему осуществить это намерение, и он мог завещать кому-либо из важных рыцарей Шампани отвезти ее на родину.

С этого времени о Святой Плащанице нет никаких исторических указаний, где и у кого она находилась.

Но вот в 1353 году один знатный владелец Шампани граф Жофруа де Шарни I принес в дар Лирийскому аббатству, основанному им близ города Труа, Плащаницу как подлинное полотно, которым было обвито Tело Умершего Христа и на котором остался Его отпечаток. Но откуда де Шарни получил Плащаницу, мы не имеем точных указаний: известно только, что Она с незапамятных времен находилась в замке де Шарни и члены этой фамилии говорили, что эта Плащаница досталась их предку как военная добыча с востока. Здесь является предположение, не находился ли этот предок де Шарни в числе тех знатных рыцарей-крестоносцев, которые овладели Константинополем в 1203 году, и не получил ли граф де Шарни Плащаницу Христа от умирающего епископа де Тренель из Труа для того, чтобы отвезти эту Святыню в родной город?

Слух о чудесной Плащанице распространился среди народа, и толпы богомольцев стали приходить поклониться этой Святыне. Но епископ порода Труа Генрих Пуатье нашел нужным прекратить это паломничество: он не верил в подлинность Плащаницы и считал изображение на ней делом руки плохого живописца. В 1353 году она была возвращена обратно прежнему владельцу графу де Шарни, и он хранил ее у себя все время, пока Шампань страдала от войны и чумы. Тридцать четыре года о ней не упоминается.

В 1389 году опять возобновляется поклонение этой Святыне. Но новый епископ города Труа Петр д’ Арсис также, как и его предшественник Пуатье, не хотел верить в ее подлинность и, чтобы покончить с этим спорным вопросом, отправляет папе Клименту VII послание, в котором пространно высказывает свое убеждение о неподлинности Плащаницы, прилагая при этом вымышленное письмо, будто бы найденное им, в котором какой-то неизвестный живописец признавался, что Плащаница написана им. Папа благосклонно отнесся к этому посланию и приказал буллой считать Плащаницу простой живописью. Тогда каноники вынуждены были снова возвратить ее зятю и наследнику Жофруа II де Шарни Гумберту, графу де ла Рош и владетелю Виллерсекселя и Лиреи. Затем вдова Гумберта Маргарита де Шарни в 1452 году передала Плащаницу во владение герцогов Савойских. В 1502 году 11-го июня она была торжественно внесена в капеллу замка Шамбери, а в 1503 году пожар уничтожил часть капеллы и Плащаница едва не погибла в пламени; но огонь не коснулся самого изображения, оставив лишь следы по сторонам на согнутых краях.


Королевский дворец и Палаццо Мадама. Турин. Фото 1880 г.

На эти прожженные места были потом наложены заплаты из белой шелковой матеpии, а через два года, в 1534 году, края Плащаницы были окаймлены для большей прочности особой тканью и она была положена на подкладку из шелковой материи.

Архиепископ Миланскийсв. Карл Баромей очень желал поклониться этой Святыни, но не имел сил совершить большого путешествия во Францию, где находилась она, и тогда в 1578 году Плащаница была перенесена в итальянский город Турин и помещена в королевской часовне при соборном храме Иоанна Крестителя; с того времени она стала именоваться Туринской. Плащаница была сложена и помещена в металлический ларец с несколькими замками, ключи от которых хранились у итальянского короля, у папы и у местного епископа Турина (1).

В 1691 году Себастиан Фальфре заменил подкладку ввиду ее ветхости, новой из черной шелковой ткани, и наконец 28апреля 1868 года принцесса Клотильда дала другую подкладку.

В продолжение ХIХ-го столетия пять раз вынимали Плащаницу в особенно торжественных случаях. В последний раз она была вынута в 1868 году по случаю бракосочетания принца Гумберта.

В мае 1898 года в Турине была устроена выставка наиболее замечательных произведений религиозно-церковного искусства. С разрешения итальянского короля на этой выставке была показана и Плащаница Христа. Ее необычайный вид возбудил к ней серьезное внимание. Для археологов Плащаница явилась совершенно новым необъяснимым предметом: ничего подобного ей не встречалось ранее. Теперь настало время беспристрастно и внимательно исследовать эту таинственную Плащаницу и выяснить ее значение.

Мнения разделились: одни желали видеть в изображениях на Плащанице не более как плохую, выцветшую живопись, не заслуживающую особенного внимания; громче всех высказывал это мнение ученый богослов каноник Шевалье, не давая при этом никаких технических или исторических подтверждений своего мнения. Те же, которые внимательно и беспристрастно исследовали Плащаницу, приходили к твердому убеждению, что изображения на ней не живопись и что они получились непосредственно от тела умершего человека, но как это произошло, оставалось для них тайной.

Тогда известный ученый доктор химии Поль Виньон решил сделать опыт, научным путем объяснить происхождение отпечатков на Плащанице.

Он в продолжение двух лет с помощью некоторых своих ученых товарищей сделал целый ряд химико-физиологических опытов и исследований и пришел к твердому научному убеждению, что при тех условиях погребения Христа, о которых рассказывают евангелисты, отпечатки на полотне, которым было обвито Тело Христа, могли получиться. Свои научные исследования он подробно изложил в книге «Le Linceul du Christ». В заключение он говорит:

«Туринская Плащаница представляет поразительное явление с научной точки зрения. Не имея в пользу своей подлинности последовательных и достоверных исторических данных, она сама неопровержимо ясно говорит о своей нерукотворности: история ее происхождения начертана на ней самой; каждый может прочесть эту дивную историю, с которой мы уже ознакомились».

Невольно возникает вопрос о ее раннем происхождении: откуда и как попала Плащаница в Константинополь? Об этом нет никаких исторических документальных свидетельств; остается лишь делать историко-психологические предположения, которые в некоторых случаях ближе подходят к истине, чем писаные документы. Евангелисты повествуют, что пелена, которой было обвито Тело умершего Христа, по Его Воскресении лежала на полу погребальной пещеры. Первыми ее увидели Его ученики Иоанн и Петр и жены-мироносицы. Всего вероятнее, что кто-либо из женщин, быть может, Мария Магдалина, взяла эту пелену как благоговейную память о Сыне Человеческом, Воскресшем Христе, и затем эта пелена как великая Святыня для верующих переходила из рода в род, пока наконец не достигла Константинополя, где царица Елена (в IV веке) усердно собирала в Палестине и других местах, не щадя трудов и средств, наиболее важные религиозные предметы, которые затем помещались в храме Влахернской Богоматери.

В настоящее время Святая Плащаница, развернутая во всю длину и укрепленная в раме за стеклом, утверждена над алтарем в королевской часовне при храме Иоанна Крестителя.  

И. А.

Описание и научное исследование Туринской Плащаницы

Каким путем получились изображения на Туринской Плащанице – живопись это или нечто другое, таинственное? На этот вопрос в конце девяностых и в начале девятисотых годов даны были два ответа.

Ученый богослов каноник Шевалье и другой каноник Шануан, как и их отдаленные предшественники католические епископы Петр д’ Арсис и Генрих Пуатье, продолжали настаивать на том, что изображение на Плащанице есть не более, как плохая выцветшая живопись, не заслуживающая особенного внимания. Совсем иначе объяснял изображения на Плащанице доктор химии Поль Виньон; он утверждал, что эти отпечатки получились непосредственно от Тела умершего Христа. Кому же из них верить: ученому богослову Шевалье или доктору химии Виньону? Вопрос этот для очень многих является затруднительным. Разрешить его может с полным правом только живописец, знающий все роды живописи. Один из таких живописцев, который тщательно исследовал Туринскую Плащаницу, говорит о ней следующее: «Я имел полную возможность, рисуя с Туринской Плащаницы, изучить изображения на ней. Свои исследования я и излагаю здесь, насколько возможно, наглядно и подробно, а также и непосредственный логический результат этих исследований».



Вот перед нами очень тонкая, ветхая, местами порванная желтоватая ткань длиною 4 м 36 см (около 6 аршин 6 вершков) и шириною 1 м 10 см (около 1 аршина 6 вершков). Посредине этого полотна во всю его длину мы видим бледно-коричневые пятна, которые намечаю собою человеческую фигуру, совершенно обнаженную, в натуральную величину, с двух сторон: лицевой и спинной. Головы этих изображений прикасаются одна к другой в центре полотна и расходятся в противоположные стороны, касаясь оконечностями ног краев полотна. По обеим сторонам этих изображений во всю длину полотна идут узкие темные, как бы обуглившиеся полосы. В некоторых местах этих полос видны наложенные заплаты из белой шелковой материи различной величины и формы. Эти полосы (их две) находятся на равном расстоянии от продольных краев полотна. Таков общий вид Плащаницы.

Теперь подойдем ближе и насколько возможно внимательно, детально исследуем эти изображения. Начнем с головы лицевого изображения. Черты лица как будто имеют негативный характер, т.е. там, где должны быть тени, мы видим светлые пятна и, наоборот, где должны быть светлые места, там мы видим тени. Глазные впадины светлые; одно светлое пятно несколько болеe другого глазного пятна. В середине этих светлых пятен замечаются небольшие темноватые пятнышки, окруженные особенно светлыми узкими продолговатыми кольцами. Нос и лоб темные, губы не имеют определенного очертания, волосы вокруг головы светлые, борода и усы темные. По этому изображению трудно составить себе какое-либо понятие о характере лица.

Очертание плеч едва намечается, контура шеи и ключиц, a также плечевых частей и боковых контуров туловища совсем не видно: на этих местах проходят светлые полосы почти такого же тона, как и окружающий изображение фон полотна. Темноватыми пятнами намечается нижняя часть груди, а также область живота. Предплечья видны отчетливо, кисти рук находятся внизу живота. Особенно хорошо видна кисть правой руки, которая лежит на левой, едва заметной. Спускаясь ниже, мы едва различаем очертания бедер; правое бедро виднее левого: оно выражено узкой полосой. Коленные чашки видны отчетливо темноватыми пятнами; контуры голеней совершенно расплываются, их трудно определить. Затем следуют недостаточно ясные очертания окончаний ног, так как здесь образовались складки подвернутого полотна.

Переходя затем к верхнему изображению спинной стороны, начнем с головы. Очертания волос, длинными прядями падающих на спину, ясно видны; высоко поднятые плечи и лопатки темными пятнами дают определенное очертание, спина значительно светлее; боковых контуров совсем не заметно, так же, как и плечевых частей. Темными пятнами ясно отмечены ягодицы (седалищные части); бедра и голени не ясны, пятки обрисовались отчетливо. На изображениях лицевом и спинном мы видим в некоторых местах темно-коричневые, довольно сильно выраженные пятна различной формы и величины. Это следы крови. На лицевом изображении на правой стороне лба мы видим вертикальную полоску. В левом боку, несколько ниже груди, видна чечевицеобразная, в 4 с половиной сантиметра длины, рана, ниже которой – кровавое пятно с небольшими струйками. В запястье правой руки такая же рана, от которой идут струйки крови по предплечью; такие же струйки крови видны и на левом предплечье. На спинном изображении кругом головы, в волосах, мы видим несколько кровавых пятен. На левом плече замечаем такие же кровавые продольные полоски.

Начиная от плеч, вся спина покрыта тонкими, едва заметными рубцами длиною, приблизительно, в 3 сантиметра; на концах этих рубцов у позвоночника в разных местах заметны более сильно выраженные небольшие пятнышки. Такие же рубцы слабо видны и на ногах до пяток; под пятками мы видим большие кровавые пятна. Еще мы замечаем на всем полотне Плащаницы в разных местах черные узкие полосы различной длины, которые идут в поперечном направлении; они пересекают некоторые части изображений, а также заметны и на продольных краях полотна. Эти узкие полосы означают порванные места; из их узких отверстий сквозит темная подкладка. На изображениях замечаются также слабые пятна от загрязненной воды, получившиеся, вероятно, при тушении пожара.

Наши тщательно исследованные изображения на Плащанице приводят к твердому, несомненному убеждению, что эти изображения не есть живопись. На Плащанице нет ни малейшего следа какой-либо краски, никакого движения кисти или карандаша. Здесь мы видим только пятна отпечатка; совсем отсутствуют определенные контуры, столь обязательные для каждого живописца, тем более когда вокруг изображений нет красочного фона; ни малейшего уплотнения полотна в местах видимых пятнистых изображений. Едва заметные поперечные складки тонкого полотна, нигде не задерживаясь, свободно проходят во всех поперечных направлениях.

С Плащаницы была снята фотография. Получился удивительный негатив: на нем отпечаталось позитивное изображение. Следовательно, видимые изображения на Плащанице суть негативы. Теперь перед нами находятся два позитивных отпечатка большого формата: один – головы, немного менее натуральной величины; другой отпечаток–всей фигуры с лицевой и спинной стороны. Изображения рельефно выделяются на темном фоне полотна. Пятнистость отпечатков Плащаницы здесь особенно отчетливо передалась; характер этих пятен окончательно убеждает нас, что это не есть живопись: такие пятна невозможно сделать кистью, и делать их искусственно было бы бессмысленно, да еще в негативном виде, что уже совсем невозможно. Рассматривая в лупу эти отпечатки, мы не нашли в них ни малейшего следа какой-либо ретуши. Вся поверхность полотна Плащаницы была покрыта едва заметными мелкими, как бы смолистыми бугорками (2).




Начнем рассматривать лицевой отпечаток с головы. Лицо поражает своей значительностью, своей духовной красотой. Какое величаво-спокойное выражение, на котором заметны еще следы испытанных страданий! Какая духовная мощь сказывается во всех чертах лица!

Теперь рассмотрим детально это лицо. С левой стороны мы видим слипшиеся от пота и крови пряди волос, спустившиеся на лоб; струйка крови с левой стороны лба, выходя из-под волос, протекает к брови, задерживаясь по пути в двух поперечных морщинах лба; в темных глазных впадинах неясно намечаются очертания закрытых глаз; но в правом глазу отчетливо видны ресницы, некоторые из которых как бы слиплись; на левом же они едва заметны. Контура нижней части носа совсем не видно (3); едва намечены ноздри. Правая сторона лица отпечаталась яснее левой; на всем лице особенно отчетливо отпечатались губы (4); усы – в виде широких белых пятен, не имеющих формы; несколько прядок волос от усов местами прикрывают часть верхней губы. Небольшая белая борода, несколько раздвоенная посредине, концы которой сдвинуты немного в сторону. Боковых сторон лица и ушей совершенно нет: на этих местах лежат тени, а потому освещенное лицо кажется несколько удлиненным, на щеках и носу лежит узкой полосой поперечная слабая тень.

Волосы, окаймляющие лицо, темные и волнистые, обрываются у плеч. Белый цвет бороды и усов, а также некоторая пятнистость и местами загрязненность отпечатка, делают лицо старым.

Теперь с таким же вниманием рассмотрим изображение целой фигуры с обеих ее сторон. Как позитивные отпечатки, они имеют обратный характер с негативом Плащаницы. Шея, ключицы, плечевые части, а также боковые контуры туловища покрыты тенью, сквозь которую не видно очертаний. Нижняя часть груди ясно видна; менее заметен живот. В правом боку видна поперечная рана; под раной – большой сгусток крови. Особенно ясно отпечатались предплечья; кисть левой руки с тонкими, несколько согнутыми пальцами отчетливо видна во всех деталях; она лежит на правой – едва заметной. В запястье левой руки – кровавая рана, от которой идут по предплечью кровавые струйки, огибая впадины мышц; такие же кровавые следы заметны и на правом предплечье. Спускаясь ниже, мы почти не замечаем бедер; только на левом бедре – едва заметная полоса. Коленные чашки отпечатались с фотографической точностью; голени расплываются в неясных очертаниях; так же неясны обе стопы.

Перейдем теперь к спинному отпечатку. Длинные волосы с головы падают на спину. Небольшие кровавые пятна окружают голову. Затем мы видим очертания высоких плеч; на правом плече замечаются кровавые продольные полоски. Лопатки ясно отпечатались, спина менее ясно, рук совсем не видно. Седалищные части обрисовались отчетливо, бедра и голени слабо намечаются, икры виднее, пятки отпечатались рельефно, под ними образовались сгустки крови. На спине и ногах мы видим те рубцы, о которых мы подробно говорили, описывая кровавые знаки на самой Плащанице.

Темно-коричневые отпечатки крови на негативе Плащаницы, а также черные полосы на порванных местах полотна, на позитивном отпечатке фотографии получились белыми.

Теперь возникает неизбежный серьезный вопрос: каким путем могли получиться эти отпечатки на полотне плащаницы?

На этот вопрос французский ученый доктор химии Поль Виньон отвечает, что эти отпечатки могли получиться естественным путем. Он говорит: «Если тело человека, умершего от тяжелых физических страданий, вскоре после смерти покрыть полотном, пропитанным смолистым веществом как, например, алоэ и смирна, то пары аммиака, выделяемые телом, касаясь смолистой поверхности полотна, оставляют на нем коричневато-бурые отпечатки форм тела, покрываемых этим полотном. Но действие аммиака происходит только на очень близком расстоянии, и самые отчетливые отпечатки частей тела получаются там, где полотно непосредственно касалось этих частей, которые могут быть отпечатаны рельефно, фотографически; по мере же удаления полотна от частей тела действие аммиака ослабевает и на сравнительно большем удалении полотна совсем прекращается. Но пары аммиака нечувствительны к цвету тех частей тела, которые он проявляет на полотне, и получается такое впечатление, как будто и тело, и волосы имели одну общую окраску» (5). Так Виньон объясняет нам тайну отпечатков Туринской Плащаницы. Эти объяснения мы можем проверить наглядно.

Возьмем тонкое полотно в длину и ширину Туринской Плащаницы, расстелем его по полу во всю его длину, положим на него совершенно обнаженного человека спиною такт, чтобы голова касалась средины полотна, положим кисть левой руки на правую внизу живота, согнем несколько в коленах ноги; затем вторую половину полотна перекинем через голову и покроем ею лицевую сторону до ножных пальцев; оно плотно ляжет на лбу, носу, губах и бороде, отойдет несколько от глазных впадин и боковых сторон носа, слегка коснется щек и сравнительно на большее расстояние удалится от боковых частей лица и ушей. И вот мы видим па Плащанице ясно отпечатанными те части лица, которых коснулось полотно; менее ясно – те части, от которых полотно несколько отступило и совсем не получилось отпечатка, где полотно значительно удалилось: здесь очевидно края полотна были приподняты так же, как от боков туловища и плечевых частей.

То же самое мы видим и на остальных частях тела: полотно, спускаясь с головы, удалилось от шеи, ключиц, плечевых частей и боковых сторон туловища: в этих местах отпечатка не получилось, едва отметились очертания плеч. Затем полотно коснулось нижней части груди, не касаясь близко живота, легло на кисть правой руки и на оба предплечья, которые отчетливо отпечатались; потом, спадая ниже, не касаясь бедер, полотно ляжет плотно на несколько согнутые колени, отпечаток которых получится во всех деталях.

Далее полотно, пройдя над голенями, ляжет на ножных пальцах; с бедер и голеней, от которых полотно пройдет на таком расстоянии, где действие аммиачных паров очень слабо, и отпечаток получится неясный.

Перейдем теперь к спинному отпечатку. Он даст нам тоже самое: затылок, плечи, лопатки и ягодицы, которых плотно коснется полотно, отпечатаются отчетливо, поясница слабее; ниже полотно не коснется бедер и голеней подогнутых ног, пройдет под пятки, которые рельефно оставят свой след; отпечаток бедер получится слабый, икры более ясны; от плечевых частей полотно было далеко и потому опечатка их мы не получим так же, как и контуров всего туловища.

Вот наглядное объяснение неровностей отпечатка на Плащанице, а также и воздействия складок полотна на отпечаток, так, например, полотно сдвинуло несколько в сторону концы бороды; выпуклая наружу узкая складка полотна поперек лица дала легкую полосу тени, идущую по щекам и середине носа, которую мы заметили на позитивном отпечатке. Выпрямленное затем полотно немного удлинило часть лица, начиная от названной складки; неровные складки полотна на оконечностях ног дали неясный отпечаток.

Но каковы бы ни были мнения относительно научных доказательств Виньона, остается одно несомненным, что изображения на Плащанице не есть дело человеческих рук.

Но кто же был этот умерший мученик, который оставил отпечаток своего тела на этом полотне? И какие страдания предшествовали его смерти? (6).

Полотно, которым было обернуто тело умершего, заставляет предполагать еврейский обряд погребения. Пробитые раны в запястных сочленениях и кровь, струившаяся от них по предплечьям, указывают на то, что руки были приподняты вверх; рана с правой стороны груди и вертикально истекшая из нее кровь, заставляют предполагать, что тело находилось в таком же вертикальном положении. На заднем отпечатке от плеч до пяток мы заметили кровавые рубцы, которые могли получиться от бичевания.

Во всемирной истории мы находим только одно сказание о таком великом страдальце: это – сказание Евангелистов о Христе. Они повествуют, что, когда Христос был взят и приведен на суд к Пилату, воины Пилата глумились над Христом, обвили Его голову терновником, венчая как Царя Иудейского.

Вот эти видимые раны на отпечатках Плащаницы вокруг головы – от шипов терновника. Затем они сняли с него одежду, привязали к столбу и бичевали Его. Римский бич состоял из нескольких тонких и длинных ремней, прикрепленных к рукоятке; на концах этих ремней находились маленькие граненые шарики, которые при ударе бича рассекали кожу. Эти кровавые рубцы на спине и ногах от бичевания и маленькие сгустки крови от металлических шариков мы видим на Плащанице.

После сего заставили Его нести крест па Голгофу. Вот те кровавые ссадины на правом плече от тяжелого креста, который мы видим на Плащанице. На Голгофе, снова обнажив Христа, положили Его на крест, растянули руки по горизонтальной перекладине креста и, пронзив запястья рук длинными гвоздями, вбили их в перекладину (6), а также и ноги через голеностопные сочленения к нижнему концу креста и подняли Его вертикально. Вот те кровавые следы ран на руках и ногах, которые мы видим на Плащанице. Рана с правой стороны груди – это та рана от копья, о которой говорит евангелист Иоанн. А вот что повествуют нам евангелисты о погребении Христа:

«Был час девятый по полудни, когда Христос умер на кресте, и вот некто богатый человек Иосиф из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, пришел к Пилату просить, чтобы он позволил ему снять с креста Тело умершего Христа и похоронить Его; Питать разрешает. Тогда Иосиф покупает необходимые погребальные пелены, идет на Голгофу, снимает тело с креста и вместе с Никодимом относя его к недалеко находящейся погребальной пещере; здесь они расстилают на земле длинное полотно, предварительно пропитав его ароматическими смолистыми веществами – алоэ и смирной (7). На это полотно они кладут спиною Tело Христа головою к центру полотна, другой половиной полотна через голову покрывают лицевую сторону до самих оконечностей ног.

Был уже вечер пятницы, когда по еврейскому закону прекращались всякие дела, и потому они должны были отложить полный погребальный обряд до третьего дня. Такими образом, Tело не было обмыто и помазано ароматами по обычаю богатых евреев (ибо ароматические смолы стоили дорого). Не было также покрыто Тело Умершего платком, что было необходимо при погребении каждого умершего еврея; предназначенный для этого платок был оставлен на полу пещеры, а Tело, обернутое только одними полотном, положили в нишу, высеченную в задней стене пещеры.

Затем вход в пещеру закрыт был плотно каменной плитой, и была поставлена стража для охраны этой гробницы. Так прошла суббота. На третий день рано утром приходят женщины, которые веровали во Христа, и приносят приготовленные ими ароматы, чтобы помазать Тело Христа для окончательного погребения, и видят, что отверстие пещеры открыто, камень, закрывавший его, лежал в стороне, а в погребальной пещере не было Тела Христа. Они в страхе кинулись назад и одна из них, Mapия Магдалина, бежит и возвещает ученикам Христа Петру и Иоанну о том, что они видели. Тогда ученики поспешно идут ко Гробу и видят там одну только пелену, которая покрывала Тело Христа, лежащею на земле и отдельно от нее лежащий головной плат, сложенный так, каким оставил его Иосиф Аримафейский.

Это, по-видимому, незначительное упоминание о плате очень важно: оно показывает, что Тело Христа было обвито только одним полотном; если бы платок был положен на Его Лицо, тогда на полотне Оно не отпечаталось бы.

И вот мы видим, что евангельские сказания вполне удостоверяют подлинность рассматриваемой нами Туринской Плащаницы: точно также Плащаница подтверждает подлинность евангельских сказаний.

Все выше изложенное приводит нас к твердому, несомненному убеждению в том, что Туринская Плащаница есть действительно то самое полотно, которым было обвито Тело Умершего Христа и на котором остался след Его Божественного Тела; посему она имеет великое историческое значение, а для верующих христиан она есть величайшая святая реликвия, которая заключает в себе следы великих страданий и пролитой Святой Крови Христа как искупительной жертвы за грехи миpa и за спасение людей.

Знаменательно то настойчивое слепое отрицание нерукотворности Святой Плащаницы, какое выражают видные представители католического духовенства; конечно, это показывает только их непонимание живописной техники, но они хотя бы обратили внимание на то, какой христианский храм поручил бы живописцу на длинном и узком полотне изобразить Христа совершенно обнаженным с двух сторон, с лицевой и спинной? Для чего понадобилось изобразить спину?

Ведь известно, какое изображение на плащанице принято христианской Церковью: только одно лицевое изображение Умершего Христа со сложенными на груди руками и с непременной полотняной перевязью внизу живота. Совсем иное являет собою Туринская Плащаница. 

Живописец И.Л. Астафьев


Объяснение к рисункам

Прилагаемые здесь фототипии точно (насколько это возможно при таком уменьшенном размере) передают: первая – негативное изображение на самой Плащанице; вторая – позитивный отпечаток этого изображения; третья – позитивный отпечаток одной головы Христа, а четвертая снята с моего рисунка, сделанного мной с Туринской Плащаницы. Сравнивая мой рисунок с фотографическими отпечатком Туринской Плащаницы, замечаем значительную разницу как в конструкции, так и в характере лиц. На фотографическом отпечатке мы видим очень удлиненное пожилое лицо, чего нет в моем рисунке. Это произошло от следующих причин. На фотографическом отпечатке рельефно освещенное лицо не имеет височно-боковых частей, здесь лежит непроницаемая тень; поперечная складка полотна, пересекающая щеки и середину носа, и от которой осталась теневая полоса. Когда было выпрямлено полотно от названной складки, оно несколько оттянуло нижнюю часть липа. Вот почему лицо кажется очень удлиненным, а загрязненная пятнистость щек и лба и белый цвет бороды и усов делают лицо старым.

В моем рисунке я открыл боковые части лица и нижние края ушей, вследствие чего оно расширилось, немного сократил нижнюю часть лица, сделал бороду и усы темными, снял загрязненные пятна на щеках и лбу, сделал яснее очертание закрытых глаз, а также очертание оконечностей носа, при всем этом строго соблюдая точную передачу как черт Лица до мельчайших деталей, видимых на Плащанице, так и, самое главное, выражения Лица. 

И. Астафьев

Возникновение Плащаницы в христианском храме и ее значение

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи.

Тропарь на утрене Страстной субботы

Святая Плащаница представляет собою ту пелену, который было обернуто Tело Умершего Христа. Она имеет глубокое символическое значение в христианском православном храме на Литургии. В самое раннее время христианской Церкви алтарь храма изображал собою пещеру погребения, а Престол – гробницу, в которую было положено после крестных страданий и смерти Тело Христа как великая искупительная жертва за грехи миpa. Воскресший Христос оставил нам свою пелену (плащаницу) в память о Его страданиях. И эта святая Плащаница стала для нас символом спасения и получила важное значение при совершении великого Таинства Евхаристии. Плащаница вначале представлялась в виде чистого белого полотна, которым покрывался алтарный Престол в то время, когда на нем совершалось Таинство Евхаристии. Далее этот холст стал называться илитоном. Обыкновенно сложенный, он развертывался перед началом Евхаристии и расстилался на Престоле. Позднее погребальную пелену олицетворяла тонкая прозрачная ткань, названная воздухом, которой покрывались потир и дискос. Это была как бы вторая верхняя Плащаница, которую в соборных храмах носили во время великого входа. На ней часто изображалось снятие со креста и положение во гроб. Еще позднее стали при совершении Таинства Евхаристии поверх илитона расстилать антиминс с изображением на нем положения во гроб Тела Христа, антиминс потом обертывался илитоном.

Наконец, начали изображать Плащаницу отдельно от той, которая была и осталась до сих пор на алтарном Престоле. На этой Плащанице изображали Умершего Христа, совершенно обнаженного, со сложенными на груди руками и с полотняной перевязью внизу живота. В таком виде Она перешла из Константинополя и в Россию (начало XVII века). Эта Плащаница выносится из церковной ризницы или из иной части храма один раз в год, в Страстную пятницу, и полагается посередине храма, где и остается до пасхальной утрени.

В западном католическом храме вместо полотняной плащаницы употребляется так называемый «сепулькр». «Сепулькр» представляет собой живописное на дереве изображение распятого Спасителя, украшенное зеленью, цветам и огнями.

Иногда бывает изображение и лежащего во гробе Господа. Но изредка встречается изображение умершего Христа и на полотне, как на восточной Плащанице.

И. А.


Источник: Святая Плащаница Христа. Сергиевъ Посадъ. Типографiя И.И. Иванова, 1915


Примечания

(1) Таким образом Плащаница была скрыта от глаз людей и на время как бы забыта; благодаря этому она уцелела от истребления, которому подверглись по распоряжению Конвента в 1794 году все известные плащаницы, находившиеся во французских владениях.

(2) Не есть ли это следы тех ароматичных смол, которыми было пропитано полотно при погребении Христа.

(3) Ясное доказательство того, что на отпечатках нет ретуши; если бы она была, ретушер непременно подрисовал бы нос.

(4) Такая фотографическая передача отпечатка, как губы, ресницы, кисть левой руки и коленные чашки, была бы не под силу самому искусному живописцу нашего времени, не говоря уже о грубой живописи ранних веков.

(5) Вот чем объясняется белый цвет усов и бороды на отпечатках.

(6) Живописцы обыкновенно изображали и изображают эти раны распятого Христа на ладонях рук, но они не могли бы выдержать тяжести повисшего тела, и тонкие связки, отделяющие ладони от пальцев, порвались бы.

(7) Быть может, это смолистое вещество, которым было пропитано полотно, и содействовало сохранению eго до нашего времени. 


Фото с сайтов Etoretro.ru и Photo.i.ua


26 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...