Святая и Великая неделя Пасхи

Святая и Великая неделя Пасхи

Во Святую и Великую неделю Пасхи празднуем живоносное воскресение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Стихи

Христос, вышедши один на борьбу с адом, возвратился, взяв великую победную добычу.

Настоящий праздник мы называем Пасхой, что на еврейском языке толкуется — перехождение; это тот самый день, в который Бог создал мир из небы­тия. В этот же самый день Бог избавляет от рук фара­оновых народ израильский, переведя его через Чермное море. В этот же день, нисшедши опять с неба, вселился в утробу Девы, ныне же, исхитив из глубин адских человечество, возвел его на небо и в прежнее высокое состояние нетления. Впрочем, нисшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые вос­хотели уверовать в Него; души же святых, от века на­сильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса.

Посему-то с необыкновенным веселием мы празд­нуем воскресение, выражая радость, которой преис­полнилась наша природа по милосердию Божию. По сей же причине употребляем обычное приветствие, показывая прекращение вражды и единение с Богом и самими Ангелами.

Воскресение Господа последовало так: когда воины стерегли гроб, около полуночи происходит землетря­сение; Ангел, нисшедший с неба, отваливает камень от отверстия гроба. Увидев это, стражи разбегаются, и, таким образом, в поздний вечер субботы, как бы около полуночи субботней, становится беспрепят­ственным приход для женщин. И прежде всего вос­кресение делается известным Божией Матери, так как Она с Марией Магдалиной, как говорит Мат­фей, сидела против гроба, но чтобы не заподозрено было воскресение как свершившееся прежде всего ради Матери, евангелисты говорят: прежде является Марии Магдалине. Она увидела и Ангела на камне, и, наклонившись, видит еще [Ангелов] внутри [гро­ба], которые и возвещают ей о воскресении Господа: воскрес, говорят они, и нет Его здесь: смотри, вот то место, где положили Его. Услышав это, она бежит, и приходит к самым приверженным ученикам Его — Петру и Иоанну, и благовествует им о воскресении. Когда она возвращалась с другой Марией, встретился с ними Христос и говорит: радуйтесь! Ибо надлежа­ло тому женскому роду, который выслушал первый: «В скорбях ты будешь рождать детей»24, — ему же пер­вому выслушать и радость. Они же, увлекаясь горячей любовью, приближаются к Нему, касаются пречистых ног Его, желая сильнее увериться. Апостолы идут к месту погребения, и Петр, нагнувшись только в гроб, пошел назад, а Иоанн входит внутрь [гроба] и осмат­ривает все с большим любопытством, касается пелен и головного плата.

Около утра Магдалина идет с другими женщина­ми, чтобы обстоятельнее увериться в виденном. Став снаружи около гроба, она плакала, а потом, наклонив­шись вовнутрь, видит двух Ангелов, сияющих белиз­ною и как бы унимающих ее [от слез] и говорящих: «Жена, что ты плачешь, кого ищешь? Вы ищете Иисуса Назарянина распятого? Он воскрес, Его нет здесь». Тотчас же, оборотившись назад, она видит стоящего Христа, но, думая, что это садовник (ибо гроб был в саду) говорит: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». А затем, когда сно­ва она оборотилась к Ангелам, Спаситель говорит к Магдалине: «Мария!» Она же, услышав обычные лю­безные звуки голоса Христова, хотела прикоснуть­ся к Нему, но Он говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, как и сама ты представ­ляешь, принимая Меня все еще за человека, а иди к братиям Моим и скажи им, что ты видела и слышала». Магдалина так и делает25. Когда рассвело, она опять с прочими приходит к гробу, но другие, с Иоанной и Соломией, пришли уже при восходе солнца. И кратко сказать, приход ко гробу женщин, а в числе их и Бо­городицы, был в разные времена. Она-то и есть имен­но Та, которую Евангелие называет Марией Иосиевой, так как Иосиф был сын Иосии. Определенно не известно, в котором часу воскрес Господь: некоторые говорят — при первом пении петухов, другие — ког­да произошло землетрясение, и прочие — разно.

Когда все это так происходило, некоторые из стражников пришли к архиереям и объявили о слу­чившемся. Они же, удовлетворив их денежной награ­дой, убеждают говорить, будто ночью ученики Его, пришедши, украли Его. В вечер настоящего дня, ког­да ученики из опасения иудеев собрались вместе и двери крепко были заперты, входит к ним Христос, ибо Он был уже в нетленном теле, и благовествует им обычное: мир. Они же, увидев Его, чрезмерно возра­довались. И тут же чрез дуновение получают осене- ние Всесвятого Духа.

А как считать воскресение Господа тридневным? Так узнай: вечер четверга и день пятницы (ибо так евреи измеряют время — нощеденствием) — один день. Далее, ночь пятницы и целая суббота — другое нощеденствие — вот второй день. Далее, ночь суббо­ты и день недели (ибо целое начинается с части на­чала) еще нощеденствие — вот и третий день. Или вот как: в третьем часу пятницы был распят Христос; затем от шестого до девятого часа была тьма, считай ее за ночь; так вот, от третьего часа до девятого — одно нощеденствие. Затем снова после затмения день и ночь пятницы — вот два нощеденствия. День суб­боты и опять ночь ее — вот три нощеденствия. А то и так: хотя Спаситель обещал облагодетельствовать нас в третий день, но оказал благодеяние раньше.

Ему принадлежит слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра


STSL.Ru       

4 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...