Святая Четыредесятница

Святая Четыредесятница

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх. 34), Илии (3 Цар. 19), а главным образом по примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней (Мф. 4, 2). Бремя святой Четыредесятницы древние христиане приурочили ко времени воспоминания крестных Страданий Спасителя, именно предваряя дни этих воспоминаний, чтобы, посильно подражая Его самоотречению и самоотвержению, этими своими подвигами проявить свое живейшее участие и любовь к Спасителю, пострадавшему за мир, и чтобы заранее очиститься нравственно ко времени торжественных воспоминаний страстей Христовых и Его славного воскресения. По правилам Апостольским (69 пр.) пост святой Четыредесятницы считается обязательным. На основании всех преданий от святых апостолов, св. Церковь наша, в лице своих представителей, отцов и учителей, считала всегда пост святой Четыредесятницы учреждением апостольским. Еще блаж. Иероним от лица всех христиан своего времени говорил: «мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому». Начиная с III-го, даже со II-го века, имеются ясные свидетельства святых отцов, что святая Четыредесятница полагалась сорокадневной *). Пост святой Четыредесятницы называется Великим, как по количеству дней, так особенно по важности и значение его для православного христианина. «Чем более, учит блаженный Августин, дней поста, тем лучше врачество; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения...». По учению св. Астерия Амасийского, святая Четыредесятница есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».

Богослужение Великого Поста, с одной стороны, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, с другой — изображает и самое состояние души, ка­ющейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного Богослужения вполне отвечает и внешний образ его. Св. Церковь в своем Богослужении отлагает всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского Богослужения — полной Литургии в дни Великого Поста, исключая субботы и воскресения; вместо нее (по средам и пятницам), полагается литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб св. Церковь изменяет сообразно с временем. Она почти прекращает пение, как выражение радостного состояния духа, и дает предпочтительное употребление чтению. Выбор самого чтения она также применяет ко времени. Так, св. Церковь лишает верующих радостного благовествования Евангелия Христова, и предлагает чтения из ветхозаветного слова Божия. Особенно широкое употребление она дает Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа; вся Псалтырь прочитывается дважды в каждую неделю. Читаются также грозные речи пророка Исаии, обличающие беззаконных и ободряющие надеждою кающихся; читаются места из книги Бытия, в которых описывается сотворение и грехопадение человека и изображаются, с одной стороны, страшные проявления гнева Божия на нечестивых, а, с другой — милость Его к праведным; читаются, наконец, весьма часто уроки из книги Притчей, где сама Премудрость Божия призывает нас к истинному просвещению, поучает нас небесной мудрости. Во все церковные службы св. Церковь вводит молитву св. Ефрема Сирина, о том, чтобы Господь отнял от нас дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия, и даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия терпения и любви. Также часто повторяются: молитва кающегося Давида: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и воззвание благоразумнаго разбойника: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Все богослужение Великого Поста совершается тихо, медленно и с величайшим благоговением. Светильники возжигаются в ограниченном количестве, царские врата отверзаются редко, перезвон допускается малый и редкий, предстоящие во храме призываются часто к земным поклонам, коленостоянию, падению ниц. Внешним видом, обстановкой и внешним характером богослужения св. Церковь поучает нас, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а одному только смирению и скорби, сетованию о грехах. Вообще Святая Церковь с материнской заботливостью все мудро направляет к тому, чтобы мы все время «душеполезной Четыредесятницы» посвящали Богу и заботам о своем спасении, отрешаясь по возможности от обычных земных забот и занятий, житейских хлопот и развлечений, уделяя сравнительно большую, чем когда-либо, часть времени самоиспытанию, нравственному самоисправлению, богомыслию и церковному Богослужению; чтобы пользовались этим временем, как самым удобнейшим для очищения в таинстве покаяния от всех грехов, тяжким бременем лежащих на нашей душе и помрачающих в нас образ Божий, и потом, уже с очищенной совестью, в таинстве причащения соединялись с Самим Господом, Источником всякой радости, счастья и вечного спасения; чтобы, наконец, достойно «душеполезную совершивше Четыредесятницу», в мире с Богом, с ближними и с своею совестью, светло и радостно, с чистой душой и с открытым сердцем, встретили «святую седмицу» страстей Христовых и «светлое Его воскресение».


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 10. - Аньер (Франция), 1949.



20 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...