Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий). Память 28 декабря

Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий). Память 28 декабря
"Признать Церковь – это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путем любви и самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека." Свмч. Иларион (Троицкий)/

Архиепи́скоп Иларио́н (в миру — Владимир Алексеевич Троицкий; 13 сентября 1886, село Липицы, Тульская губерния — 28 декабря 1929, Ленинград) — епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Верейский. Выдающийся русский богослов, проповедник, духовный писатель. В 1906 году окончил Тульскую духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию. Окончил МДА в 1910 году со степенью кандидата богословия за сочинение «История догмата о Церкви». Был лучшим по успеваемости студентом за последние 50 лет существования Академии. Был ближайшим соратником Патриарха Тихона. Был сослан на Соловки. Прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 1999 году.

Часто можно слышать рассуждения людей, которые умоляют веру, да и вообще любую религиозность, перед лицом науки. Понимая абсурдность подобных мнений, великий подвижник благочестия XX века свмч. Иларион с легкостью опровергает подобного рода мнения и с помощью простых логических умозаключений показывает обратное: абсурдно верить в науку без веры в Бога.  

Предлагаем Вашему Вниманию основные положения статьи архиепископа Илариона (Троицкого) «Наука и Жизнь». 

1. Знания человечества все ширятся, знания человека становятся все уже. От того, что багаж человеческого знания растет, конкретная личность не становится умнее, потому что человеческая жизнь ограничена и за отпущенное ему время он не сможет усвоить весь объем человеческой мудрости. 

2. Исходя из этого понятно, что развитие науки ограничивает человечество. Чтобы хорошо что-то знать, человечеству с течением времени приходится как бы уточнять (сужать)области знания конкретной личности. В начале 18 века было понятие лекарь, но не было дерматологов, кардиологов, окулистов и т.д.

3. Теперь понятно, что сама по себе наука не может быть смыслом человеческой жизни. Наука не ведет человека к какому-то логическому завершению, по сути процесс познания бесконечен, в отличии от человеческой жизни.

А) Наука берет за аксиому тот факт, что бытие и достоверность рассудка – это реальность, но сама по себе она доказать этого не может.

Б) Идеи реальности и достоверности лежат за пределами науки.

4. Анализ самого нашего сознания показывает, что рассудочные наши формы познания представляют лишь выстроенное на поверхности здание, под которым лежит в глубине человеческого духа фундамент мистический.

5. Значит в нашей жизни господствуют начала религиозно-мистические. Без этих начал жизнь человека превращается в полнейший хаос, она не имеет конечной цели, следовательно бесцельна. Но напротив, жизнь, которая зиждиться на религиозных ценностях имеет конкретную и ярко выраженную Цель.

STSL.Ru

28 Декабря 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...