Священное Писание с объяснением. Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста (Мк. 10:32–45, зач. 47)

Вместе с отцами Церкви рассмотрим последовательно сегодняшний евангельский отрывок (Мк. 10:32–45). В нем рассказывается об уврачевании Спасителем страсти первенства среди апостолов. Чем ближе наступало время великой Жертвы Христовой, тем чаще Господь напоминал об этом Своим ученикам, постепенно подготавливая их к будущему испытанию веры. Начав последний Свой путь, Он решительно идет ко Кресту, а подавленным страхом ученикам снова напоминает о необходимости Его страданий. Евангелист Марк подробно излагает эту беседу.

29241.jpg

«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ст. 32–34).
Свт. Иоанн Златоуст объясняет, что Христос «непрестанно напоминает им, чтобы частым напоминанием приучить их ум помышлять об этом и смягчить их скорбь». Цель же такого обращения Господа к ученикам двоякая: во-первых, показать, что Он «предвидел Свое страдание, и добровольно шел на него, а не так, как бы не знал этого, или против воли», а, во-вторых, чтобы ученики, «укрепленные ожиданием, тем удобнее перенесли Его страдание, и чтобы нежданное приближение последнего не привело их в крайнее смущение».

Однако, как добавляет св. евангелист Лука, ученики и на этот раз не уяснили пророческих слов Спасителя, к ним одним направленных: «Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лк. 18:34). Апостолы не могли понять, как согласовать проявившееся в великих чудесах всемогущество Учителя с предсказанием о Его уничижении, страданиях и смерти. Слово о Воскресении не утешало их, поскольку еще никто сам себя до Христа не воскрешал даже среди пророков. Если же и знали они о воскрешенных прежде, то до Иисуса Христа никто не воскресал так, чтобы потом не умирать.

«Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (ст. 35–37).
У св. Марка речь принадлежит Иакову и Иоанну, а по евангелисту Матфею с таковой просьбой подошла ко Христу Спасителю мать (Мф. 20:20). Святой Златоуст согласует это так: сначала подошла к Спасителю их родительница, поскольку «они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа». Однако просьба принадлежала им – «это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово». Господь уже после просьбы матери спрашивает у самих апостолов Иакова и Иоанна: «Что хотите?», – конечно не по неведению, «но чтобы вынудить их самих к ответу, открыть рану, и затем дать соответствующее лекарство. Они же, стыдясь и краснея, так как побуждены были страстью человеческою, отозвав Его от прочих учеников, начали предлагать свою просьбу. Евангелист говорит, что они зашли вперед, чтобы не обнаружить себя пред прочими, и тут открыли свое желание. Желание же их, как я думаю, – говорит Златоуст, – состояло в том, чтобы занять первые престолы…» И это потому так, что до сошествия Святого Духа на апостолов и они ожидали вместе со всем Израилем земного воцарения Мессии. Сам Спаситель открыл тому причину: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

«Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (ст. 38–40).
Еще не знали апостолы, по слову Златоустого, что «никто, ни с правой, ни с левой стороны Его, не будет сидеть. Престол этот недоступен ни для кого, не только для людей, как-то: святых и апостолов, но и для ангелов, и для архангелов, и для всех высших сил. Павел поставляет это отличительным преимуществом Единородного, говоря: кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене? И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы Своя духи. К Сыну же: престол Твой, Боже» (Евр. 1:13, Евр. 1:7, Евр. 1:8).

Господь Своим вопросом исправляет мысль апостолов, показывает, что не в земной жизни время наград, и вместе с тем прикровенно предлагает им Свой путь: «можете ли пить чашу», что значит – пойти на смерть, пролить кровь свою. Привлекая их добавляет: «которую Я пью», чтобы через общение с Собой возбудить их к подвигу. В пылу усердия ученики отвечают Ему: «можем», показывая решимость, но не зная того, что сказали, а «надеясь услышать согласие на свою просьбу». В ответ Господь предсказывает им мученичество, как бы говоря: «так же, как и Я, скончаете жизнь насильственной смертью, и в этом будете Моими участниками в страдании». Заключает же Свой ответ на просьбу братьев: «не от Меня, но кому уготовано», давая понять, что не за избрание в число учеников, но за труды ради Бога и по мере соучастия в страданиях Христовых дается первенство. Господь таким словом побуждает «Своих учеников к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах», как бы говоря: «Что же, если другие окажутся лучше вас? Если они более потрудятся? Ужели вы за то только, что были Моими учениками, должны получить первенство, хотя бы сами и не оказались достойными такого преимущества?».

«И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (ст. 41).
Прочие ученики «не тотчас обнаружили свое негодование, когда те начали просить, но тогда уже, когда Христос укорил их и сказал, что они не получат первенства, если не окажут себя достойными его», – толкует св. Златоуст, прибавляя: «Видишь ли, как все они были несовершенны, – как эти двое, желавшие возвысится над десятью, так и те, завидовавшие двоим? Но посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех этих страстей».

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (ст. 42–44).
Прежде, когда бывали споры о первенстве у апостолов, Спаситель ставил им в пример детей (Мф. 18:1–4; Мк. 9:35–36), повелевая подражать их простоте, незлобию и смирению. Теперь же Господь более резко обличает дух превозношения в учениках, стыдит их сравнением с народами языческими, которым свойственно желание первенствовать друг над другом. Затем словом Своим Он насаждает в апостолах дух кротости, как бы так говоря: «те, которые так ищут первенства, более посрамляют самих себя: они находятся в числе последних. У нас не то, что у язычников: “князья народов господствуют над ними”, – у Меня последний есть первый». Дух кротости делает святых похожими на Христа Спасителя. Так, прп. Силуан Афонский свидетельствует: в раю Божием «от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь».

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (ст. 45).
Примером для апостолов и всех нас Спаситель дает Себя. Он сделал более, чем ждет от нас, как бы так говоря: «Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? за врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою через это», – толкует свт. Иоанн Златоуст слова Господни, и поощряет затем всякого христианина: «Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его».

Объяснение литургийного евангельского чтения составлено на основе: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея (Беседа 65).


5 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.