Свящ. Василий Рождественский. Поучение о посте 3-е

Свящ. Василий Рождественский. Поучение о посте 3-е

Каков должен быть и в чем должен состоять пост наш, на это отвечает нам св. церковь наша в своих великопостных песнопениях. Истинный пост, – поет она, – есть злых отчуждение, воздержите языка, ярости или гнева отложение, похотей отлучение, оглаголания или осуждения, лжи и клятвопреступления: воздержание от всего этого есть пост истинный и богоприятный. Отсюда видно, что воздержание наше не должно ограничиваться пищей только постной; нет, оно должно простираться на все: и па мысли наши, и на слова, и на действия, вообще же оно должно вести к умерщвлению всевозможных страстей человеческих — и душевных, и телесных.

В пище всегда, а не только что постом, должно избегать прихотливости и чревоугодия, то есть мы всегда должны принимать пищу для удовлетворения только насущной потребности, для подкрепления и восстановления сил, истощенных трудом, а не для услаждения вкуса или плотской неги. Всевозможные и излишние приправы пищи и услаждение пищей, хотя бы и постной, есть уже чревоугодие, не сообразное с истинным значением поста. Говорят: и постную пищу можно сделать вкуснее скоромной; но это уже будет не пост, а один только внешний вид поста. Что же касается употребления известного рода пищи, то постная пища, как менее возбуждающая и мене утучняющая тело наше, признана Отцами Церкви обязательною в дни поста, и употребление ее есть, конечно, одно из средств, ведущих к тому, чтобы плоть покорить духу. Но, тем не менее, и самой постной пищей мы должны пользоваться с рассуждением, смотря по состоянию нашего тела, и в употреблении скудных яств мы должны строго соблюдать меру. О мере воздержания от пищи Святые Отцы учат, что надобно вообще избегать не только пресыщения, но даже и полного насыщения. Но так как состояние здоровья у различных людей весьма различно: один слабее, другой крепче силами, а кроме того разнится также образ жизни и занятия людей: иной образ жизни человека рабочего, иные поэтому и телесные его потребности в сравнении с человеком, пользующимся более спокойной жизнью; то каждый, искренно относясь к делу, должен по собственному наблюдению соразмерять: сколько ему принять пищи по своей силе, нужно ли увеличить меру ее по случаю трудов или уменьшить ее при отсутствии трудовой жизни.

Главная задача поста состоит в том, чтобы умертвить свои страсти и плотские похоти, а потому каждый из нас меру употребления пищи должен сообразовать с внутренним своим состоянием: если кто чувствует внутри себя брань помыслов и нападение каких либо страстей, то спеши умертвить внутренний свой огонь, как механик свою машину, лишением пищи, умеряй и убавляй ее на столько и до тех пор, пока не успокоится внутренняя брань и не погаснет жгущий тебя огонь. Если же лишение пищи не поможет, обрати внимание на сон и наложи на него в известной мере запрещение. Когда же, напротив, увидишь, что брань помыслов улеглась, а тело начинает страдать от изнурения, требует поддержки, поспеши оказать ему снисхождение и укрепи его. Таков на этот счет совет Святых Отцов: Если видишь, – говорят они, – что в тебе возникает вожделение, тогда презри тело; если же видишь, что тело находится в болезни и страдает, то грей и питай его в страхе Божием, чтобы оно послужило тебе в духовном служении твоем (Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна).

После этого само собою понятно, почему от необходимости строгого поста освобождаются дети, люди больные и слабые старцы, у которых и без того тело слабо и болезненно. Снеди возбраняются нам для того, – учат Святые Отцы, – чтобы предохранить нас от пресыщения и возбуждений телесных, а где немощь, там упраздняются их действия. Аминь.


Свящ. Василий Рождественский, 
храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери г. Тулы 
(Тульские Епарх. Вед. 1881 г. № 6)


19 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...