Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Жизненная судьба о. Павла сложилась так, что его ис­следовательская работа и высказанные им основополагающие идеи о сохранении памятников церковного искусства, о сущ­ности древнерусской иконописи реализовались в ряде теоре­тических работ в годы, трагические для Церкви в России и Троице-Сергиевой Лавры, в частности. В 1918 году принято Постановление о национализации Лавры. В конце марта 1919 года закрыта Московская духовная академия. 11 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей преп. Сергия. 11 ноября 1919 года монастырь был закрыт, монахи выселены из Лавры. 20 апреля 1920 года подписан декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лав­ры».

31 мая 1920 года опечатан Троицкий собор Лавры. За­молкли лаврские колокола. Закрытие храмов, скитов, изъятие церковной утвари, уничтожение икон, священных книг приве­ло к разгрому многовекового уклада церковной жизни*.

Глобальному разрушению памятников культуры проти­востояло создание в 1918 году Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В нее вошли истинные подвижники культуры, осознававшие исто­рическое значение предстоявшей работы, — Ю.А. Олсуфьев, С.П. Мансуров, М.В. Шик, А.Н. Свирин, П.Н. Каптерев и среди них — П.А. Флоренский. Усилиями этих ученых были определены меры по спасению художественных ценно­стей, составлен Проект музея, проделана гигантская работа по инвентаризации, описанию икон, утвари, предметов цер­ковного искусства. Обобщением научной работы Комиссии стал сборник «Троице-Сергиева Лавра» (подготовленный, но так и не вышедший из печати). Идейные устремления едино­мышленников отражены в статье Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Лавра рассматривается как еди­ный целостный организм, воплотивший в себе религиозную идею как сущность России. Авторы сборника, в том числе и М.В. Шик (автор статьи «Колокольня и колокола»), осно­вываясь на мыслях, высказанных Флоренским, реализовали в разных аспектах изложенное им понимание Лавры как жи­вого Музея. Можно без преувеличения сказать, что труды Комиссии предопределили на многие годы сохранение памят­ников церковного искусства, утверждая их непреходящее ху­дожественное, а по своей сущности — религиозное значение. В своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств» о. Павел указал на единство всех сторон церковного богослу­жения, тем самым убеждая в необходимости сохранить Лав­ру в неприкосновенности как живой организм. К художествен­ным средствам, образующим целостное единство, относятся такие виды церковного искусства, как архитектура, иконо­пись и фрески, шитьё церковной одежды (облачения и по­кровы), искусство огня, света и возжигания ладана, пластика обрядовых движений и хореография выходов священнослу­жителей, каждение храма и церковных процессий, сопровож­даемых звоном, искусство распевного чтения и древнерусских распевов, искусство колокольного звона во всем его много­образии. Но ни одно из этих искусств не существует изоли­рованно, все они взаимосвязаны, все подчинены литургичес­кому назначению. Структура богослужения и пронизываю­щая его идея определяют и ритм, и темп, и взаимосвязь ис­кусств, составляющих особенность каждой службы, входя­щей в цикл суточных, недельных и праздничных чинопоследований церковного года. Храмовое богослужение — всегда жи­вой, молитвенный подвиг. И если он лишен духа молитвы — он превращается в недопустимое в храме лицедейство.


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.


STSL.Ru


3 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.