Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Жизненная судьба о. Павла сложилась так, что его ис­следовательская работа и высказанные им основополагающие идеи о сохранении памятников церковного искусства, о сущ­ности древнерусской иконописи реализовались в ряде теоре­тических работ в годы, трагические для Церкви в России и Троице-Сергиевой Лавры, в частности. В 1918 году принято Постановление о национализации Лавры. В конце марта 1919 года закрыта Московская духовная академия. 11 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей преп. Сергия. 11 ноября 1919 года монастырь был закрыт, монахи выселены из Лавры. 20 апреля 1920 года подписан декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лав­ры».

31 мая 1920 года опечатан Троицкий собор Лавры. За­молкли лаврские колокола. Закрытие храмов, скитов, изъятие церковной утвари, уничтожение икон, священных книг приве­ло к разгрому многовекового уклада церковной жизни*.

Глобальному разрушению памятников культуры проти­востояло создание в 1918 году Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В нее вошли истинные подвижники культуры, осознававшие исто­рическое значение предстоявшей работы, — Ю.А. Олсуфьев, С.П. Мансуров, М.В. Шик, А.Н. Свирин, П.Н. Каптерев и среди них — П.А. Флоренский. Усилиями этих ученых были определены меры по спасению художественных ценно­стей, составлен Проект музея, проделана гигантская работа по инвентаризации, описанию икон, утвари, предметов цер­ковного искусства. Обобщением научной работы Комиссии стал сборник «Троице-Сергиева Лавра» (подготовленный, но так и не вышедший из печати). Идейные устремления едино­мышленников отражены в статье Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Лавра рассматривается как еди­ный целостный организм, воплотивший в себе религиозную идею как сущность России. Авторы сборника, в том числе и М.В. Шик (автор статьи «Колокольня и колокола»), осно­вываясь на мыслях, высказанных Флоренским, реализовали в разных аспектах изложенное им понимание Лавры как жи­вого Музея. Можно без преувеличения сказать, что труды Комиссии предопределили на многие годы сохранение памят­ников церковного искусства, утверждая их непреходящее ху­дожественное, а по своей сущности — религиозное значение. В своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств» о. Павел указал на единство всех сторон церковного богослу­жения, тем самым убеждая в необходимости сохранить Лав­ру в неприкосновенности как живой организм. К художествен­ным средствам, образующим целостное единство, относятся такие виды церковного искусства, как архитектура, иконо­пись и фрески, шитьё церковной одежды (облачения и по­кровы), искусство огня, света и возжигания ладана, пластика обрядовых движений и хореография выходов священнослу­жителей, каждение храма и церковных процессий, сопровож­даемых звоном, искусство распевного чтения и древнерусских распевов, искусство колокольного звона во всем его много­образии. Но ни одно из этих искусств не существует изоли­рованно, все они взаимосвязаны, все подчинены литургичес­кому назначению. Структура богослужения и пронизываю­щая его идея определяют и ритм, и темп, и взаимосвязь ис­кусств, составляющих особенность каждой службы, входя­щей в цикл суточных, недельных и праздничных чинопоследований церковного года. Храмовое богослужение — всегда жи­вой, молитвенный подвиг. И если он лишен духа молитвы — он превращается в недопустимое в храме лицедейство.


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.


STSL.Ru


3 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...