Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1

Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1

В начале века Лавра и прилегающие к ней скиты созда­вали не только исторически единый монастырский ансамбль, но и особую пространственную сферу духовного воздействия, усиливаемую подчеркнутой именованиями скитов связью с евангельской символикой Святой земли, «и самая Лавра, — по словам о. Павла, — высилась как Горний Иерусалим», озаряе­мая лучами предзакатного солнца. Почти непрерывная чреда богослужений в храмах Лавры и ее скитов сопровождалась уставным звоном колоколов, волнообразно передающих с вос­тока на запад весть о начале и совершении богослужения. Уча­стие звона в каждодневном суточном круге чинопоследований выводило его за стены обители и придавало ему поистине кос­мическое значение*. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», — гласят литые надписи на колоколах. Колокольный звон входит в структуру богослужения, и звук колокола воспринимается как вестник, как благая весть о нашем спасении. Уставные виды звонов сливаются с назначением и строем многообразных чинопоследований. Будничные и праздничные, погребальные и ликующе-ра­достные пасхальные используют разработанные приемы звона — в один или несколько колоколов ударяют «во вся тяж­кая» или перебирают от самых высоких до глубоких тонов боль­шого колокола при выносе Плащаницы. В Пасхальную ночь перед началом заутрени возвещают весть о Воскресении Хри­стовом — звон сливается с пением ликов в торжественном ше­ствии с зажженными свечами и светильниками, обретает осо­бую силу призыва: «Благовествуй, земле, радость велию, пой­те, небеса, Божию славу». Музыка церковного звона подобна космической симфонии небесных сфер, денно и нощно славя­щих Бога, в ней звучит хвалебная песнь неба и земли. «В псал­мах и паремии, читаемых при освящении колокола, — изъяс­няет о. Павел в «Философии культа», — а также в стихирах, воспеваемых тут, напоминается, что все стихии, вся тварь вос­хваляет Творца; напоминается также о священном звуке тим­панов, гуслей и труб и о том, что Глас Божий правит всею ми­ровою жизнью. В молитвах этого благословения — типом, под который подводится испрашиваемое благословение колоколь­ного звона, таким типом полагаются чудодейственные вострубления трубные, разрушившие Иерихон» [1].

Ташлыков-Александр.-Звонарь.-Ламинированная-шкатулка.jpg

«Церковный звон, — как бы продолжая мысль о. Павла Флоренского, отмечал автор статьи о колокольном звоне М.В. Шик, — распространяет благодатные энергии звуковых волн, они ритмически расходятся в пространстве, очищая, иони­зируя его по всей окружности. В народном сознании звон ко­локола имеет силу прогонять злых духов. А в Сергиевом По­саде с звуком большого колокола было связано поверье: "Куда достигает благовест Царя-колокола, там не водится змей"» [2].

Воздействие колокольного звона пробуждало в душе о. Павла, поселившегося в Сергиевом Посаде, «исконные рит­мы души», разбуженные в детстве музыкой моря. Об удивительном сходстве ритмических явлений, не только наблюдае­мых, но и переживаемых им в раннем детстве и в зрелом воз­расте, писал он в своих воспоминаниях [3]. Душевная организа­ция Флоренского, необычайно чуткая к впечатлениям звуко­вым, музыкальным, остро откликалась на музыкальную рит­мику и тембровую красочность звука, в особенности прису­щую колокольному звону. В нем сочетается огромная ритми­ческая энергия с многообразием звукового спектра. Музыка звона воспринималась Флоренским в звуковой первозданности, лишенной какого-либо привкуса психологизма, столь нена­вистного ему в европейской музыкальной культуре XIX века. Природная музыкальная одаренность Флоренского проявля­лась в юные годы во внутреннем слышании, синтезирующем звуки природы и окружающего мира, в экстатическом востор­женном состоянии, вызванном звуковыми представлениями, выходящими за пределы привычного домашнего музицирова­ния. И такими адекватными миру звуковых представлений о. Павла ощущались позднее музыка Баха и колокольные зво­ны, наполнявшие звуковое пространство Сергиева Посада и его окрестностей.


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., "Прогресс-Плеяда", 2005.


ПРИМЕЧАНИЯ

В подготовительных материалах сохранилась запись, полученная, ве­роятно, от С.М. Боскина, озаглавленная: «Часы богослужений в Лавре и оби­телях близ Лавры», которую интересно здесь привести (Примеч. сост.):

«Вечерня в пещерном храме в 2 часа дня в Параклите в 4 ч. дня в Гефсиманском скиту в 5 ч. дня в Зосимовой /пустыни/ в 5 ч. дня в Киновии в 2 ч. дня в Лавре в 4 ч. дня.

Полунощница и утреня в Киновии в 10 ч. 30 м. вечера в пещерном храме в 8 ч. вечера в Параклите в 12 ч. ночи в Гефсиманском скиту в 2 ч. ночи в Зосимовой пустыни в 3 ч. ночи в Лавре — в 3 ч. ночи. 

Литургии в Лавре у Сошествия Св. Духа в 5 ч. утра у Никона в 6 ч. утра у Смоленской в 7 ч. у Зосимы и Савватия в 8 . у Варвары Великомученицы в 7 ч. Поздняя литургия в Троицком соборе в 9 ч. В воскресные и праздничные дни — летом в Успенском соборе в 9 ч. Зимой в трапезном храме — в 9 ч. 

Литургии в Гефсиманском скиту — в 5 ч. и в 8 ч. в Пещерном храме в 6 ч. и в 9 ч. в Киновии в 7 ч. в Параклите в 8 ч. в Зосимовой пустыне в 8 ч.

С 1920-го года в обителях, объявленных сельскохозяйственными арте­лями, изменилось время богослужений:

В Гефсиманском скиту — Вечерня в 5 ч. вечера Литургия — 8 ч.;

В Параклите — Вечерня — 5 ч. вечера Утреня — 2 ч. ночи, Литургия — 8 ч.;

В Зосимовой пустыни без изменений;

В Спасо-Вифанском монастыре до 1920 года Вечерня и Утреня были с 6 час. вечера, Литургия — 8 ч. утра. И так до закрытия — январь 1921 г.».

[1] Флоренский П.А. <Из богословского наследия>. Философия куль­та / / Богословские труды. Сб. 17. - М., 1977. С. 156.

[2] Шик М.В. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева Лавра. <Сборник>. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад, 1919. С. 149.

[3] Флоренский П.А., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. - М„ 1992. С. 51-52.


STSL.Ru


11 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.