Священная история Ветхого Завета. Смерть Авессалома

Священная история Ветхого Завета. Смерть Авессалома

Народ израильский далеко расширил пределы своего царства и уважаемый всеми соседями своими наслаждался совершенным спокойствием, пока сердце его царя оставалось недоступным греху. Но, наконец, и в благочестивую душу великого Псалмопевца проникло искушение и потемнело на время славу его, а вместе с этим и нарушило благоденствие народа его. Обольщенный прелестями жены одного из своих военачальников, он вознамерился на ней жениться и для этого, во время сражения с аммонитянами, предал ее мужа явной смерти.

По этому случаю к Давиду явился пророк Нафан и просил его произнести свое решение о следующем деле. «В одном городе, – сказал пророк, – жили два человека. Один из них был богат, другой – беден. У богатого было множество овец и рогатого скота, у бедного же ничего не было кроме одной овечки, которую он очень любил и лелеял. Она ела со стола его, пила из чаши его, спала у него на коленях. Но вот к богатому человеку пришел гость и он, пожалев взять овцу из своего стада, взял овечку бедного и приготовил ее на обед своему гостю». Давид, не поняв, что притча эта относится к нему, воскликнул: «Как Бог свят, человек этот повинен смерти!» Тогда Нафан сказал ему: «Ты произнес суд над собой: человек этот – ты!» Давид с полным сердечным раскаянием исповедал грех свой перед пророком Божиим и готов был принять заслуженное им наказание. Но пророк сказал ему: «Ты не умрешь, но происшедший от плоти твоей вознесет на тебя меч свой и велика будет скорбь твоя!» Сознавая всю тяжесть преступления своего, Давид с сокрушенным сердцем предался воле Божией. Полное покаяние свое он выразил в 50-м псалме, с которым и мы теперь обращаемся к Господу, исповедуя грехи свои: «Помилуй мя, Боже, по велицей (великой) милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!» и проч.

Но слова пророка должны были исполниться. Один из сыновей Давида, Авессалом, вознамерился низвергнуть своего отца с престола. Разного рода лицемерием он успел привлечь к себе народ, даже многих из старейшин. Убедившись, что все желают иметь его царем, он для выполнения своего преступного замысла отправился в Хеврон, объявив отцу, что желает там принести жертву Господу. Жертвоприношение Авессалома в Хевроне было знаком к всеобщему возмущению. В то же время во всей земле израильской при звуке труб раздались восклицания: «Авессалом воцарился в Хевроне!»

Давид, узнав о всеобщем восстании, немедленно решился оставить Иерусалим, опасаясь, чтобы мятежники не разорили его, встретив сопротивление в приверженных к нему. Он вышел из Иерусалима босыми ногами, осыпав голову пеплом и со слезами на глазах. За ним последовали некоторые из его верных слуг, небольшое войско и жители Иерусалима.

Авессалом занял царский престол в Иерусалиме; но не удовольствовался этим и хотел еще иметь в руках своих отца своего живым или мертвым. Между тем вокруг Давида собралось уже столько верных подданных, что когда пришлось сразиться с мятежным сыном, то он мог поставить против него многочисленное и хорошо устроенное войско. Благодушный Давид не только не участвовал в сражении, но даже во всеуслышание наказывал всем своим полководцам: «Пощадите мне сына моего, Авессалома!»

Мятежники потерпели совершенное поражение. Сам же Авессалом, спасаясь бегством, зацепился своими длинными волосами за ветвь дуба и когда лошак, на котором он сидел, выскочил из-под него, то он повис на дереве. Один из воинов, увидев висящего Авессалома, пощадил его жизнь, помня приказание Давидово, но он указал его своему главному военачальнику. Иоав, так назывался военачальник, до того был раздражен против мятежного сына, что своеручно тремя стрелами пронзил его непокорное сердце, вопреки приказанию Давида. Оруженосцы Иоава бросили труп Авессалома в глубокую пропасть и закидали его грудой камней.

Когда Давид узнал, что сын его убит, то и весть о победе не обрадовала его. Он долго плакал и восклицал: «Сын мой! Сын мой, Авессалом! О, лучше бы мне умереть вместо тебя, сын мой, сын мой, сын мой, Авессалом!».


Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 71-73.


8 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...