Священная история Ветхого Завета. Переход израильтян через Чермное море

Священная история Ветхого Завета. Переход израильтян через Чермное море

По выходе израильтян из Египта, сам Господь Бог указывал им путь посредством чудесного облачного столба, который днем был темен, а ночью казался огненным и освещал путь народу Божию. Таким образом, они достигли до берегов Чермного [1] моря, где и расположились станом.

Между тем фараону стало досадно, что он отпустил такое множество своих рабов. Досадовали и египтяне, потому что евреи вынесли с собой много серебра и золота, также разных драгоценных сосудов и дорогих одежд, которые они взяли у них в день своего празднества. Надеясь, что израильтяне не найдут пути среди пустыни, фараон приказал изготовить шестьсот колесниц. С многочисленным воинством он устремился вслед за евреями и к ночи был уже в виду их стана. Израильтяне ужаснулись, увидев воинство фараоново: перед ними было море, а сзади настигал беспощадный враг! Но Моисей с твердостью и полным упованием в милосердие Божие сказал им: «Не бойтесь, будьте спокойны и вы увидите, как Господь защитит нас». В то же мгновение облачный столб встал между израильтянами и египтянами. Израильтянам он освещал море, воды которого, как только Моисей по повелению Божию простер над ними свой жезл, расступились и образовали две стены, так что евреи переходили по сухому дну морскому во всю ночь. Египтяне же, покрытые мраком от того же столба, во всю ночь не могли приблизиться к ним. Только утром фараон увидел, что евреи переходят по дну морскому и уже находятся далеко. С яростью он погнался за ними. Но как только все воинство его со всеми колесницами и конницей вступило на морское дно, открытое силой Господа, то Моисей по повелению Божию снова простер свой жезл над морем с другого берега, и воды его мгновенно устремились с обеих сторон, поглотив гордого царя со всем его воинством, со всеми его колесницами. В то же время громкой, торжественной, благодарственной песнью всего израильского народа, песнью Богу – Спасителю, далеко огласились окрестности Чермного моря.


Песнь Моисеева при переходе Чермного моря

«Пою Всесильного! Он славой воссиял!

Он рек... и в бездну вод и конь и всадник пал!

Господь, Владыко мой предвечный,

Господь мне был покров!

Бог сердца моего, прими хвалы сердечны!

Прими мои хвалы, Хвала моих отцов!

Враг рек: «Пойдем, постигнем, поженем,

И возвратимся в дом с добычею обильной!

Упейся, меч, в крови противника бессильна!

Господствуй, отягчись рука моя на нем!»

Враг рек, но Ты воззрел: на воды небо пало,

Пучина вздулася и сильный на речах,

Как олово, погряз в нахлынувших волнах –

Следа его не стало!..

Кто встанет равным пред Тобой?..

Кто уподобится Te6i делами?..

Ты страшен славою, Ты дивен чудесами:

Все прах перед Твоей могучею рукой!»


Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 39-40.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Чермное (с церк.-слав. – «Красное море» от греч. Ερυθρὰ θάλασσα; в оригинале ивр. ‏יַם-סוּף‏‎, ям суф – букв. «Тростниковое море») – церковнославянское словосочетание в русском Синодальном переводе Библии, употребляемое для обозначения водоема, воды которого расступились и пропустили Моисея и еврейский народ во время Исхода из Египта, а затем сомкнулись и погубили войско фараона. Возле него располагался один из станов Исхода. Традиционно принято отождествлять это место с Красным морем (внутренним морем Индийского океана).

Чермное или Красное море (Исх. 10, 19; 13, 18, 23, 31; Числ. 14, 25; 23, 10-11; Втор. 1, 40; 2, 1; 11, 4, Нав. 2, 10; 4,23; 24, 6; Суд. 11, 16; 3 Цар. 9, 26; Неем. 9, 9; Иудиф. 5, 13; Пс.: 105, 7-9; 135, 13, 15; Прем. 10, 18-19; Деян. 7, 36; Евр. 11, 29) – длинный узкий залив Индийского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки, идущий от Аравийского Адена чрез пролив Бабэль-Мандебский на северо-запад до Синайского полуострова и здесь на южной оконечности полуострова разделяющийся на два рукава: один простирающийся на северо-восток до Акабы, другой на северо-запад до Суэца. Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят сие название от морской травы, сообщающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле светлая, но не красная, иные производят от имени идумеев, живших подле этого моря, так как идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе красный. Другие, наконец, производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны (Иов. XXVIII, 18) и были предметом торговли финикиян (Иез. XXVII, 16). На восточном рукаве Чермного моря и на северной его оконечности, примыкающей к Елафу, был приморский порт, не раз упоминаемый в Библии, – Ецион Гавер (архим. Никифор (Бажанов) . Библейская энциклопедия).


9 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...