Священная история Ветхого Завета. Наказание Илия

Священная история Ветхого Завета. Наказание Илия

Илий, первосвященник и судья израильского народа, был человек кроткий и благочестивый, но начальник и отец – слабый. Поэтому не только народ снова отступил от заповедей Божиих, но даже два собственных его сына, Офни и Финеес, которые притом сами были священниками, не боялись ни своего отца, ни Бога и нередко допускали беспорядки и бесчестие в самой Скинии [1] при богослужении. Пророк от имени Господа укорял Илия и угрожал ему, что если он не озаботится об исправлении сыновей своих, недостойных служить при Святой Скинии, то Бог изберет себе первосвященника по сердцу своему. Илий сам сознавал всю виновность своих сыновей, но по слабодушию своему не мог их укротить. Наконец Самуил, сын благочестивой Анны, от рождения своего избранный самим Господом в первосвященники, получил откровение Божие, что настал день, в который Господь положил наказать Илия и сыновей его за то, что отец, зная, как сыновья его злословят Бога своим нечестием и пороками, не наказывает их. По воле самого Илия, Самуил передал ему откровение Божие. Старец, чувствуя все свое бессилие над своими порочными детьми, с покорностью предался воле Господа.

Казнь Божия началась войной филистимлян против народа израильского и кончилась тем, что войско израильское было разбито наголову: четыре тысячи израильтян остались на поле битвы. По решению старшин народа израильского Кивот Завета [2] был поднят из Скинии священниками, сыновьями Илия, и внесен в воинский стан. Но чудотворная святыня, разрушившая некогда стены Иерихона, не спасла нераскаянных израильтян: тридцать тысяч их пало на месте сражения, остальные с трудом спаслись бегством. Офпи и Финеес были убиты. Кивот Завета остался в руках неприятелей.

Илий, удрученный тяжкой горестью, сидел у дверей Скинии и с нетерпением ожидал известия об окончании битвы. Наконец явился воин и объявил ему о бедствии, постигшем израильтян и о смерти сыновей его. Престарелый 98-летний первосвященник так был поражен этой ужасной вестью, что упал навзничь и убился насмерть.


Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 62-63.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד‎, оэль моэд, «шатер встречи, собрания») – походный храм, созданный сынами Израиля (евреями) по повелению Божию после заключения на горе Синай Завета (союза) между Богом и людьми. Другие названия: «Скиния собрания» (Исх. 40, 34), «Скиния Откровения» (Числ. 9, 15), «Дом Господа» (Исх. 34, 26). Использовался как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.

В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях (Исх. 26, 31-32). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за бо́льшим и называлось «Святое Святых». 

[2] Киво́т или киот (греч. κῑβωτός) – ящик, сундук, вместилище. Этим словом обозначается в Библии Ковче́г Заве́та, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. ‏אֲרוֹן הַבְּרִית‏‎, арон а-брит, также ивр. ‏אֲרוֹן הַעֵדֻת‏‎, арон а-эдут) – величайшая святыня еврейского народа, единственный в своем роде относительно небольшой переносной ларец (Исх. 25, 10-14), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10, 2), а также сосуд с манной и посох Аарона (Евр. 9, 4). Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде (Исх. 25, 22, 2 Пар. 6, 41). Греческое слово «кивот» используется в церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета, чтобы, как и в оригинальном тексте, отличать его от Ноева ковчега, а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей. 

В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимается в качестве прообраза элемента христианского храма – Дарохранительницы. Как Ковчег находился в Святая святых ветхозаветного храма и в нем хранились Скрижали Завета, так Дарохранительница располагается в алтаре христианского храма с заключенными в ней Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом. Позднее словом «киот» стал именоваться ящик или рама со стеклом (обычно деревянный), в котором помещается икона. 


27 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...