Священная история Ветхого Завета. Мученичество семи братьев Маккавеев

Священная история Ветхого Завета. Мученичество семи братьев Маккавеев

Не ради места Господь избирает народ, но ради народа место. Так говорит Писание об Иерусалиме и святом храме Божием (2 Мак. 5, 20). Поэтому, пока народ иудейский был достоин своей святыни и первосвященники его были достойны своего сана, праведный небесный Судия являл им видимые знамения своего заступничества, ограждал их спокойствие, охранял их святыню от осквернения врагами. Когда же настало время всеобщего охлаждения к истинной вере и благочестию, когда самое первосвященство сделалось предметом честолюбия, корысти и покупалось за деньги, – тогда Господь в Своем праведном гневе предал Свой народ в руки жесточайшего мучителя и самый храм подверг разграблению и осквернению.

Этим жесточайшим мучителем, страшным бичом иудеев, явился иноплеменный царь Антиох. Взяв Иерусалим, опустошив до основания храм Божий, предав огню священные книги и малоценную утварь, он отдал приказ своим воинам, чтоб они истребляли иудеев без пощады. В три дня этого ужасного кровопролития 80 тысяч иудеев было убито, 40 тысяч взято в плен и 80 тысяч продано в рабство. Оставшиеся в живых должны были отречься от своего Закона, в противном случае подвергались самым бесчеловечным мучениям. В доказательство того, что иyдеянин действительно оставил свой Закон, он должен был есть приносимое в жертву идолам свиное мясо, запрещенное Законом Моисеевым.

В это-то тяжкое время страшного гонения явились из всех возрастов и обоего пола мужественные исповедники святой веры. Старец Елеазар, ученейший из иудеев и всеми уважаемый, предпочел славную смерть бесчестной жизни и без понуждения, добровольно пошел на место казни, где самых мучителей своих поразил своим терпением. Пример твердости Елеазаровой в исповедании святой веры не остался без подражания: он вдохнул мужество умереть за святой Закон Божий целому семейству, матери с семью сыновьями.

Когда их привели на место казни, то Антиох, присутствовавший при этом, приказал сечь кнутьями и воловьими жилами на глазах матери сперва ее детей, начиная со старшего. Он ожидал, что этим сокрушится ее материнское сердце, что она из сострадания к своим детям отречется от своего Закона и их склонит к тому же. Но его ожидания не исполнились.

На все увещания и обольщения мучителя, старший сын отвечал от лица всего семейства: «Мы все готовы умереть, но не нарушим Закона, данного отцам нашим!» Раздраженный таким ответом, Антиох приказал вырвать у него язык, содрать с него кожу и, наконец, жарить его, еще живого, на раскаленной железной решетке. Мать и братья, смотря на эти истязания своего кровного, не стонали, не плакали, но молились и мужественно ободряли друг друга к перенесению подобных же мучений.

Второму брату приказано было сорвать с головы кожу вместе с волосами. Когда все его лицо залилось кровью у него спросили: будет ли он есть свинину? – «Нет! – отвечал мученик, – я не изменю Закону отцев наших! Для жизни временной не откажусь от жизни вечной, для которой Бог наш воскресит нас!» И до последнего вздоха он остался верен своему Закону.

Третий, четвертый, пятый и шестой с такой же смелостью отвечали жестокому мучителю, поражая своим терпением самых палачей, и приняли мученический венец с полной славой.

Оставался седьмой, по летам своим еще совершенный мальчик. Антиох надеялся, что его сердце будет мягче других и что он поддастся его обольщениям. Поэтому он подозвал его к себе и клялся осыпать его всеми своими милостями, если он отречется от Закона своих отцев. Но мальчик, несмотря на свою юность, уже возмужалый душою, с презрением отвечал на все предложения мучителя. Тогда Антиох, думая, что мать, лишившаяся шестерых сыновей, решится спасти по крайней мере этого последнего, приказал ей уговорить его. Мать отвечала, что она даст своему сыну спасительный совет и, обратясь к нему, сказала: «Сын мой! Я носила тебя под моим сердцем, вскормила тебя грудью моей, с трудом и нуждой воспитала тебя. Пощади же теперь несчастную мать твою, взгляни на землю, на небо, на все созданное Богом отцев наших и останься верен Закону Его. Будь достоин своих братьев и с такой же твердостью, как они, прими смерть за святую веру, чтобы и твоя душа могла соединиться с моей душой в блаженной вечности».

Мать еще не договорила последних слов, как отрок, вдохновенный силой Божией, сказал своим мучителям: «Чего вы ждете! Я не изменю Закону Моисея! Берите тело мое, – оно в вашей власти, но душа моя вознесется к Престолу Предвечного! Я последняя жертва за грехи моего народа и милосердый Господь простит ему за страданья наши!»

В самых ужасных мучениях он окончил свою жизнь. Еще бо́льшим мучениям подверглась мать, на глазах которой совершилась казнь над семью ее сыновьями.

Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 89-91.


17 Июля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...