Священная история Ветхого Завета. Давид побеждает Голиафа

Священная история Ветхого Завета. Давид побеждает Голиафа

После смерти Илия его место завял Самуил. Он немедленно собрал всех израильтян, рассеянных оружием иноплеменников, изъяснил им причину их бедствия и требовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу. Народ сознал свое нечестие, ниспроверг идолов, истребил посвященные им дубравы, целый день провел в посте и молитве, и с сердечным сокрушением восклицал: «Согрешили мы пред Господом!» (1 Цар. 7, 6).

Милосердый Бог принял их покаяние. Филистимляне были поражены, они возвратили израильтянам все отнятые у них города, заключили с ними мир и во все правление Самуила не касались пределов земли Израильской.

Самуил управлял израильтянами не только как первосвященник и судья, но и как пророк: он был строг, правосуден и пользовался большим уважением всего народа. Под старость он передал часть своей власти двум своим сыновьям, которые, по несчастью, не походили на своего отца, почему парод, недовольный их неправым судом и лихоимством, требовал себе царя. Самуил не соглашался, но Бог сказал ему: «Послушай голоса их (народного) и поставь им царя» (1 Цар. 8, 22). В это же время явился к Самуилу некто Саул, происходивший от колена Вениаминова. Он просил пророка открыть ему, где он может найти пропавших ослиц отца его. Пророк, узнав в нем избранника Божия, открыл ему ожидающую его высокую участь, и после молитвы и жертвоприношения, возлив на его главу сосуд святого елея, помазал на царство. Саул возвратился домой и никому не говорил о случившемся с ним. Самуил же, для торжественного воцарения Саула, предложил израильтянам избрать царя по жребию: жребий пал на колено Вениаминово, а в нем – на Саула. Пророк представил Саула народу, который принял его с восторгом. Вскоре Саул доказал своими воинскими подвигами, что он достойно избран царем израильтян. Но изобретенная им слава исполнила его душу гордостью. Он стал отвергать советы Самуила. Тогда пророк объявил ему от имени Господа, что за высокомерие у него будет отнято его царство и передано достойнейшему. После этого он перестал ходить к Саулу. Но как только пророк удалился от Саула, то отступил от него н Дух Божий, на место которого заступил дух злобы. Мучимый этим злым духом, Саул впал в уныние и такую тоску, которая доходила иногда в нем до исступления.

Юный Давид, уже помазанный Самуилом по указанно Божию на царство, был представлен Саулу, как боговдохновенный певец. Душевные страданья Саула прекращались, когда Давид играл перед ним на арфе и пел свои боговдохновенные и утешительные псалмы. Саул полюбил этого благочестивого юношу и сделал его своим оруженосцем, но Давид не остался при царе и возвратился к своему отцу.

Однако вскоре новый случай указал всему народу израильскому, что над главой Давида почиет особенное благословение Божие. Филистимляне ополчились на израильтян и расположились станом на горе. Израильтяне решившись отразить их. Они поставили свое войско на противоположной горе. Тогда на долину, которая простиралась между двумя враждебными станами, вышел филистимлянин Голиаф. Он был необыкновенного, исполинского роста, и вызывал против себя бойца, чтобы решить войну единоборством. Царь обещал выдать свою дочь за того, кто сразится с Голиафом, но никто не решался вступить в борьбу со страшным великаном и 40 дней он являлся перед станом израильтян, поносил их и ругался над ними, гордясь своей силой.

Наконец явился Давид, посланный отцом проведать братьев своих, которые находились в израильском войске. Ругательства Голиафа над народом Божиим возмутили его душу и, воодушевленный Духом Божиим, он вызвался сразиться с наглым гордецом. Когда Голиаф узнал, что нашелся ему противник, то явился на место битвы покрытый медной броней, в железном шлеме, с тяжелыми щитом и огромным мечем. Давид же, отказавшись от царского оружия, которое нашел для себя тяжелым, вышел с обыкновенным своим посохом, взяв еще с собой пращу [1] и пять камешков. «Разве я собака, – сказал Давиду Голиаф с презрением, – что ты идешь на меня с палкой и камнями?... Подойди, я отдам тело твое птицам небесным и зверям земным!» Давид отвечал ему: «Ты идешь на меня с мечем, копьем и щитом, я же иду на тебя во имя Господа Бога Израилева и Он предаст тебя в руки мои и все уразумеют, что Господь спасает не мечем и не копьем» (см. 1 Цар. 17, 43-47). Вслед за этими пророческими словами он бросил в Голиафа камнем из своей пращи. Камень попал прямо в лоб надменному исполину и он с шумом, тяжело упал на землю. Давид быстро подошел к нему и его же мечем отсек ему голову. Видя погибель своего богатыря, филистимляне быстро обратились в бегство, оставив в добычу израильтянам весь свой стан со всеми находившимися в нем сокровищами.


Источник: Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 64-66.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Пра́ща – ручное воинское пастушеское орудие, употребляемое для кидания небольших камней. Этим орудием, известным с древнейших времен пользовались пастухи, как и теперь употребляют их на Востоке для отогнания зверей от стад. Искусством бросать камни из пращи особенно славились Вениамитяне (Суд. 20, 16). Пращники оказывали большую услугу и при завоевании крепких городов (4 Цар. 3, 25). Изобретение этого орудия Плиний приписывает Финикиянам, во всяком случае, мы уже с древнейших времен встречаем его у многих восточных народов: так мы видим изображение оного на скульптурных памятниках Куюнджука, равно как и на многих Египетских памятниках (архим. Никифор (Бажанов)). Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия, 1891).

Праща представляла собой веревку или ремень, один конец которого был свернут в петлю, в которую продевалась кисть пращника. В расширенную часть пращи, находящуюся в центре, вкладывался один либо сразу множество снарядов различной либо одинаковой формы (камень, керамический или металлический шар, и т.п.). Свободный конец пращи пращник придерживал (за редким исключением) той же рукой, на которую была надета петля. Для метания снаряда в рассыпном строю пращник вращал пращу со снарядом в горизонтальной плоскости (как правило, над своей головой) для увеличения дальности и скорости полета метательного снаряда, постепенно усиливая круговые движения, и в момент наиболее сильного маха выпускал свободный конец пращи. Для метания из пращи в относительно плотном строю греками и римлянами применялось вертикальное раскручивание пращи.


6 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...