Священная история Ветхого Завета. Дарование воды из камня и другие благодеяния Божии

Священная история Ветхого Завета. Дарование воды из камня и другие благодеяния Божии

Вскоре после дарования манны израильтяне снова пришли в такое место, близ Хорива, где не было ни капли воды. При палящем зное все томились нестерпимой жаждой. Дети стонали, жены вопили и, наконец, произошел такой общий буйный ропот, что Моисей, обратясь с молитвой к Богу, сказал: «Господи! Еще мало и побиют мя каменем» [1]. Долготерпеливый Господь и в этот раз явил Своему маловерному народу новое чудо: Он повелел Моисею ударить жезлом в скалу Хорива. Моисей исполнил повеление Божие ввиду всего жаждущего народа. В ту же минуту из камня брызнула чистая свежая вода и потекла в таком изобилии, что для всех было достаточно. Обрадованные израильтяне бросились к воде, черпали ее сосудами и пили прямо из текущего источника.

Через 50 дней по исходе из Египта израильтяне пришли к Синайской горе и на окружающих ее плодоносных долинах провели целый год. Здесь-то Моисей объявил, израильтянам, что Господь избирает их в народ Свой и что они будут Его священным Царством, Его святым народом, если сохранять Завет Его. Все единодушно воскликнули: «Вся елика речет Бог, сотворим и послушаем» [2]. Тогда Моисей сказал им, чтобы они омылись, надели праздничные одежды на себя и на детей своих, и были готовы к священному торжеству. Когда же услышать глас трубный, то чтобы приблизились к горе, но не всходили бы на нее и не прикасались к ней, под опасением смерти. На третий день, при сошествии Господа сил на гору Синайскую, вершину ее обвила ослепительная молния, всю гору покрыло густое облако, громы и трубные звуки потрясали землю. Моисей подвел трепещущий от страха народ к подошве горы, которая дымилась, пламенела и тряслась. Но вдруг все утихло и тогда во услышание всего народа были провозглашены самим Богом 10 заповедей. С трепетным благоговением весь народ снова воскликнул: «Вся словеса, яже глагола Господь, сотворим и послушаем!» Но при этом все просили Моисея, чтобы он был посредником между ними и Богом, ибо страшен голос Господа. Моисей отпустил народ и один взошел на гору Синайскую, где пробыл 40 дней в беседе с Богом и получил две каменные скрижали [3] Завета, на которых были начертаны заповеди Божии, слышанным всем народом, Но еще на вершине Синая Моисей узнал от Самого Бога о тяжком грехе израильтян, которые, думая, что Моисей погиб па горе, слили себе золотого теленка и признавали в нем Бога, выведшего их из земли египетской. Сходя с горы и приближаясь к стану израильтян, Моисей до того был поражен неистовством идолопоклонников, ликовавших вокруг своего идола, что в гневе бросил священные скрижали и разбил их. Истребив идола и наказав виновных, Моисей, по повелению Божию, изготовил новые две каменные скрижали, совершенно подобные первым. Отнес их на гору, где провел еще сорок дней и сорок ночей, не пивши, не евши и в беспрерывной молитве. Наконец, Господь внял скорби праведника, умилосердился, простил тяжкое преступление израильтян и вручил Моисею новые скрижали с написанными на них заповедями. При этом Моисей беседовал с Богом лицом к лицу, почему он и называется Боговидцем. Когда Моисей-Боговидец сошел с горы, то парод не мог смотреть на него и он должен был прикрыться: так озарен он был виденной им славой Божества.

Скрижали хранились в ковчеге (ящике) из драгоценного дерева, который внутри и снаружи был обит листовым золотом. Ковчег этот назывался «Кивотом Завета» и находился в скинии (палатке, походном храме), которая была устроена Моисеем по указанно Самого Бога.

Продолжая путь к земле обетованной, по указанию Божию, малодушный и своенравный народ израильский еще не раз возмущался, несмотря на видимые благодеяния Господа. Так, например, пришедши снова в безводную пустыню, израильтяне возроптали на Бога и укоряли Моисея, что им нечего ни есть, ни пить; что небесная манна им надоела и что им остается только с прискорбным воспоминанием о Египте ожидать смерти. Тогда Господь определил наказать маловерных действительной смертью: явилось множество змей, которые бросались на людей. Уязвление каждой наносило неизбежную смерть. Народ покаялся и просил Моисея, чтобы он молитвами своими избавил их от лютых гадов. Моисей, по внушению Божию, сделал медного змея и повесил его на крестообразном столбе. Змей этот имел такую силу, что всякой, укушенный змеей, взглянувши на него с верой, получал исцеление, оставался жив.


Источник: Золотов В. 54 картины из Священной истории Ветхого Завета / Сост. Сапожников А.В. – СПб: Тов-во «Обществ. польза», 1861. – [Репринт. изд.]. – М.: СП «Контакт», 1990. С. 42-45.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Господи! Еще немного и меня убьют камнями.

[2] Все, что повелит Господь, исполним и послушаем.

[3] Две каменные доски, плиты.


14 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...