Свидетельства о Воскресении Христа

Свидетельства о Воскресении Христа

Евангелия, которые Церковь постановила читать на воскресных утренях, – или, как мы теперь говорим, на Всенощных, – имеют своею целью укрепить нашу веру в действительность Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

На этом событии стоит вся вера. Если Христос Воскрес, то – Он Бог наш; ибо никто из людей никогда сам не воскресал и не воскреснет. Это случилось только однажды в истории человечества. И потому апостол Фома, – прежде не веровавший в Воскресение Христово, когда другие ученики сподобились уже видеть Воскресшего Господа и сказали ему об этом, – потом, осязавши Христа, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 25-28).

Так веровали всегда и христиане, и мы среди них. Поэтому и Сам Господь много раз являлся ученикам, мироносицам и другим верующим, чтобы уверить их в Своем Воскресении. Поэтому свидетельствовали об этом и ангелы при гробе, когда жены мироносицы пришли туда, чтобы помазать тело умершего Господа. Но вместо этого увидели камень отваленным от гроба; а внутри увидели ангела Господня и испугались. И он сказал им: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес! (Мф. 28, 5-6).

Поэтому и мироносицы тотчас же сообщили ученикам, что Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Потому и апостолы, проповедуя о Христе, непременно говорили, после Пятидесятницы, что Он Воскрес. Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его, – свидетельствовал апостол Петр в первой же проповеди своей народу (Деян. 2, 24); и после у сотника Корнилия он же говорил: и мы – свидетели всего... Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили, не только при жизни Его, но и по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям... что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 39-42). И мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян.4, 20). Потому и бывший гонитель Христа Савл, после чудесного обращения своего, тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9, 20) и что Он воскрес из мертвых (Деян. 17, 3; Рим. 6, 4; 8, 34; 14, 9; 1 Кор. 1, 5,4). И, чтобы утвердить это, он ссылается на явления Воскресшего Христа многим; Он явился Кифе – Петру, затем – двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (умерли). Потом явился Иакову, также – всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоторому извергу, – то есть выкидышу: так, по смирению, называл апостол Павел себя, как недостойного и называться апостолом, потому что я гнал Церковь Божию (1 Кор. 15, 5-9).

Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали (1 Кор. 15, 11). В этом свидетельстве апостола Павла очень важно, между прочим, то, что Христос Господь по воскресении явился более нежели пятистам братий в одно время. Причем, говорит апостол, из этих пятисот большая часть доныне в живых (1 Кор. 15, 6). Важно потому, что он писал это Послание к Коринфянам, – где у него были и враги. И они легко могли бы обличить его в том, будто бы большая часть этих пятисот доныне в живых, – если бы их не было. Но никто не посмел сделать этого, – что было известно.

Вот какое множество было свидетелей! И он сам много раз сподобился видеть Господа. Других учеников можно было заподозрить в излишнем почитании своего Учителя, – хотя и это нелепо, чтобы они верили в Того, Кто на самом бы деле не воскресал и не являлся бы им. Но уж апостола Павла никак нельзя было завинить в пристрастии ко Христу. Наоборот, он был ярым гонителем Его и верующих в Него христиан. Именно для этого и отправился в Дамаск, чтобы привести оттуда в Иерусалим последующих сему учению, – и мужчин и женщин, – связав их (Деян. 9, 2).

И вдруг известно, как Христос явился ему; и он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – Он сказал: кто Ты, Господи? – Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь! Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4-5). И после Христос явился ему несколько раз.

Когда я (после обращения) возвратился в Иерусалим, и молился в храме, пришел я в исступление (то есть в восхищение, в экстаз) и увидел Его (то есть Христа) и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима; потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне... Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22, 17-21). И еще явился ему Господь. В первое заключение его в Риме, в тюрьму. Господь предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня укрепить благовестив... (2 Тим. 4, 17). Поэтому к коринфянам говорит он: не апостол ли я? <...> Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? (1 Кор. 9, 1). И это говорит о себе тот самый, который в Кесарии рассказывал правителю Фесту и царю иудейскому Агриппе о своем видении Христа на пути в Дамаск: когда убивали (христиан в Иерусалиме), я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса; и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах (Деян. 26, 10-11).

И много раз в истории Церкви являлся Господь и мученикам, и подвижникам. Явился к нашему русскому преподобному Серафиму Саровскому, во время служения его иеродиаконом в Страстной Четверг.

Потому и вспоминает Церковь Божия о Воскресении и явлениях Господа каждое воскресенье, то есть пятьдесят два раза в году. Потому бывает такое множество верующих на Пасху, что в храмах не хватает места; и не бывает возможности священникам даже пройти через народ.

Потому мы веруем и в наше воскресение в будущей жизни. ...Христос воскрес из мертвых, первенец (то есть первым) из умерших. Ибо как смерть – чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый – в своем порядке: первенец Христос; потом – Христовы, в (второе) пришествие Его, – говорит Павел (1 Кор. 15, 20-23). ...Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 14).

Потому и неверующие восстают особенно против истины Воскресения Христа. Они знают, что это один из краеугольных камней нашей веры. Оттого они и стараются подорвать веру в действительность Христа. Оттого они и объявляют Его кощунственно «легендой», – вопреки фактам истории. Но пусть, мы все помним слова апостола Павла, сказанные им в Антиохии Писидийской, в иудейской синагоге: мужи, братие! дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. <...> Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые ныне суть свидетели Его пред народом. <...> Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши; дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам (Авв. 1, 5; Деян. 13, 26-41).

И кто же посмеет говорить, когда он слышит о будущей жизни: а кто оттуда приходил? Сам Господь приходил – и Воскрес, и Вознесся туда же, на небо.

Потому и Церковь говорит каждое воскресенье: «Слава Воскресению Твоему, Христе». Потому и мы поем: «Воскресение Христово видевше...» Потому и на Пасху восторженно восклицаем вам: «Христос Воскрес!» А вы так же радостно и громогласно отвечаете нам: «Воистину Воскрес!»

Потому и красные яички, как знак блаженной будущей жизни. Потому и освященные пасхи и куличи, как знамение будущего блаженства в Царстве Небесном, о котором Христос, еще на Тайной вечери, сказал нам чрез учеников: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами вино новое в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 29). И то же говорит и апостол Павел (1 Кор. 15, 24-25) [1].

Так и Церковь на Пасху поет: «О Пасха велия... Христе! <...> Подавай нам истее (то есть действительнее, существеннее) Тебе причащатися, в невечернем (бесконечном) дни Царствия Твоего» (9-я песнь 2-й тропарь).

Свидетелей, и притом несомненных, достоверных, святых, – множество!

Христос воскрес! Воистину воскрес!


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 609-614.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.


29 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...