Свидетельства о Воскресении Христа

Свидетельства о Воскресении Христа

Евангелия, которые Церковь постановила читать на воскресных утренях, – или, как мы теперь говорим, на Всенощных, – имеют своею целью укрепить нашу веру в действительность Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

На этом событии стоит вся вера. Если Христос Воскрес, то – Он Бог наш; ибо никто из людей никогда сам не воскресал и не воскреснет. Это случилось только однажды в истории человечества. И потому апостол Фома, – прежде не веровавший в Воскресение Христово, когда другие ученики сподобились уже видеть Воскресшего Господа и сказали ему об этом, – потом, осязавши Христа, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 25-28).

Так веровали всегда и христиане, и мы среди них. Поэтому и Сам Господь много раз являлся ученикам, мироносицам и другим верующим, чтобы уверить их в Своем Воскресении. Поэтому свидетельствовали об этом и ангелы при гробе, когда жены мироносицы пришли туда, чтобы помазать тело умершего Господа. Но вместо этого увидели камень отваленным от гроба; а внутри увидели ангела Господня и испугались. И он сказал им: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес! (Мф. 28, 5-6).

Поэтому и мироносицы тотчас же сообщили ученикам, что Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Потому и апостолы, проповедуя о Христе, непременно говорили, после Пятидесятницы, что Он Воскрес. Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его, – свидетельствовал апостол Петр в первой же проповеди своей народу (Деян. 2, 24); и после у сотника Корнилия он же говорил: и мы – свидетели всего... Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили, не только при жизни Его, но и по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям... что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 39-42). И мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян.4, 20). Потому и бывший гонитель Христа Савл, после чудесного обращения своего, тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9, 20) и что Он воскрес из мертвых (Деян. 17, 3; Рим. 6, 4; 8, 34; 14, 9; 1 Кор. 1, 5,4). И, чтобы утвердить это, он ссылается на явления Воскресшего Христа многим; Он явился Кифе – Петру, затем – двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (умерли). Потом явился Иакову, также – всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоторому извергу, – то есть выкидышу: так, по смирению, называл апостол Павел себя, как недостойного и называться апостолом, потому что я гнал Церковь Божию (1 Кор. 15, 5-9).

Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали (1 Кор. 15, 11). В этом свидетельстве апостола Павла очень важно, между прочим, то, что Христос Господь по воскресении явился более нежели пятистам братий в одно время. Причем, говорит апостол, из этих пятисот большая часть доныне в живых (1 Кор. 15, 6). Важно потому, что он писал это Послание к Коринфянам, – где у него были и враги. И они легко могли бы обличить его в том, будто бы большая часть этих пятисот доныне в живых, – если бы их не было. Но никто не посмел сделать этого, – что было известно.

Вот какое множество было свидетелей! И он сам много раз сподобился видеть Господа. Других учеников можно было заподозрить в излишнем почитании своего Учителя, – хотя и это нелепо, чтобы они верили в Того, Кто на самом бы деле не воскресал и не являлся бы им. Но уж апостола Павла никак нельзя было завинить в пристрастии ко Христу. Наоборот, он был ярым гонителем Его и верующих в Него христиан. Именно для этого и отправился в Дамаск, чтобы привести оттуда в Иерусалим последующих сему учению, – и мужчин и женщин, – связав их (Деян. 9, 2).

И вдруг известно, как Христос явился ему; и он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – Он сказал: кто Ты, Господи? – Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь! Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4-5). И после Христос явился ему несколько раз.

Когда я (после обращения) возвратился в Иерусалим, и молился в храме, пришел я в исступление (то есть в восхищение, в экстаз) и увидел Его (то есть Христа) и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима; потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне... Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22, 17-21). И еще явился ему Господь. В первое заключение его в Риме, в тюрьму. Господь предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня укрепить благовестив... (2 Тим. 4, 17). Поэтому к коринфянам говорит он: не апостол ли я? <...> Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? (1 Кор. 9, 1). И это говорит о себе тот самый, который в Кесарии рассказывал правителю Фесту и царю иудейскому Агриппе о своем видении Христа на пути в Дамаск: когда убивали (христиан в Иерусалиме), я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса; и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах (Деян. 26, 10-11).

И много раз в истории Церкви являлся Господь и мученикам, и подвижникам. Явился к нашему русскому преподобному Серафиму Саровскому, во время служения его иеродиаконом в Страстной Четверг.

Потому и вспоминает Церковь Божия о Воскресении и явлениях Господа каждое воскресенье, то есть пятьдесят два раза в году. Потому бывает такое множество верующих на Пасху, что в храмах не хватает места; и не бывает возможности священникам даже пройти через народ.

Потому мы веруем и в наше воскресение в будущей жизни. ...Христос воскрес из мертвых, первенец (то есть первым) из умерших. Ибо как смерть – чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый – в своем порядке: первенец Христос; потом – Христовы, в (второе) пришествие Его, – говорит Павел (1 Кор. 15, 20-23). ...Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 14).

Потому и неверующие восстают особенно против истины Воскресения Христа. Они знают, что это один из краеугольных камней нашей веры. Оттого они и стараются подорвать веру в действительность Христа. Оттого они и объявляют Его кощунственно «легендой», – вопреки фактам истории. Но пусть, мы все помним слова апостола Павла, сказанные им в Антиохии Писидийской, в иудейской синагоге: мужи, братие! дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. <...> Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые ныне суть свидетели Его пред народом. <...> Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши; дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам (Авв. 1, 5; Деян. 13, 26-41).

И кто же посмеет говорить, когда он слышит о будущей жизни: а кто оттуда приходил? Сам Господь приходил – и Воскрес, и Вознесся туда же, на небо.

Потому и Церковь говорит каждое воскресенье: «Слава Воскресению Твоему, Христе». Потому и мы поем: «Воскресение Христово видевше...» Потому и на Пасху восторженно восклицаем вам: «Христос Воскрес!» А вы так же радостно и громогласно отвечаете нам: «Воистину Воскрес!»

Потому и красные яички, как знак блаженной будущей жизни. Потому и освященные пасхи и куличи, как знамение будущего блаженства в Царстве Небесном, о котором Христос, еще на Тайной вечери, сказал нам чрез учеников: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами вино новое в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 29). И то же говорит и апостол Павел (1 Кор. 15, 24-25) [1].

Так и Церковь на Пасху поет: «О Пасха велия... Христе! <...> Подавай нам истее (то есть действительнее, существеннее) Тебе причащатися, в невечернем (бесконечном) дни Царствия Твоего» (9-я песнь 2-й тропарь).

Свидетелей, и притом несомненных, достоверных, святых, – множество!

Христос воскрес! Воистину воскрес!


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 609-614.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.


20 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года