Свет мира

Свет мира

Архиепископ Сан-Францисский (Шаховской) Иоанн       

Свет мира — это правда Христова. «Я Свет миру», — сказал Христос. Духовное тепло мира — это любовь Христова, ко­торая дана всем людям, чтобы они на­полнили ею свое духовное существо.

Такова жизнь духа. Питается дух че­рез молитву. Молитва — это наша пер­вая пища духовная. Как не забываем мы ежедневно есть, пить, согревать себя, одевать, так будем давать и нашему духу молитву, любовь, правду евангельскую. Птица не толь­ко вьет гнездо, она и летает, и поет. И человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и мо­литься.

Дух свой человеку надо все время приводить в равнове­сие. Дух часто колеблется у нас: мы волнуемся, выходим из себя, и тогда мы делаем жизненные ошибки, раним самих себя и окружающих. Человек, стремящийся к духовной жиз­ни, должен искать прежде всего равновесия, спокойствия духа, мира сердечного. Для этого человек не должен быть чрезмерно пристрастен ни к вещам, ни к другим людям, ни к себе самому. Имея внутреннюю свободу, он должен любить всех людей, желать добра всем, помогать, кому может, мо­литься за всех, за любящих и особенно не любящих его, что­бы тьме противопоставлялась не тьма, а свет. Поклоняться же человек призван только Богу.

Свой дух человеку надо омывать, питать, греть и озарять Христовой правдой, ставить его в те условия, в которых дух может крепнуть, развиваться, врастать в вечную жизнь. Есть гигиена тела — и есть и гигиена духа.

Дух человеческий нуждается и в освящении, которое приходит от Христа, Сына Божия, воплощенного Истинно­го Бога. Радостнейшая для людей благодать Христова спаса­ет человека. Освящающая благодать есть источник силы и воскресения нашей души.

Можно видеть в повседневной человеческой жизни, как проявляется через плоть наш дух. Явственно видно бывает сквозь лицо человека (особенно через его глаза) все доброе и светлое, что есть в нем; лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающее внутренний мир правды Божьей. Лицо же злого человека всегда колюче, неприветливо и даже убийственно для окружающих. Разве это не так?.. Пусть за­думаются над этим материалисты, не верящие в духовную природу человека.

Мы все тянемся к свету духовному. Даже неверующие бессознательно для себя хотят войти в высшую жизнь, во­плотить себя в ней, стремятся к какой-то полноте бытия, которой здесь, на земле, еще нет. Мы только отблеск вечно­го бытия видим здесь, средь нашей слабости и смертности. Но этот отблеск есть самое великое сокровище мира, и мудр человек, который не соблазняется приманкой внешних, скоропреходящих радостей земли, но возводит все более свой взор к неумирающим ценностям подлинной жизни.

В покорном и радостном обращении духовного взора к небу, к правде Божьей состоит духовная жизнь человека. Вы­явив в себе свой бессмертный дух, надо жить его жизнью. И когда наступит неизбежная последняя минута нашей земной жизни и рука Всевышнего призовет нас в высший мир, тог­да мы не убоимся и не смутимся, и пойдем в иной мир не ту­по, как животные, влекомые на истребление, но как дети, идущие в родной дом Отца.

Легок бывает уход с земли для истинно верующего. Ду­ша его, свободная от пристрастий к тленным ценностям мира и не кипящая в страстях, легко отходит в вечность, в полноту блаженства, начало которого она уже испытала в этом мире.

Путь к этому блаженству сопряжен с крестом, с борьбой против своего и окружающего зла. Некоторые понимают крест как что-то непонятно-тягостное, извне приходящее. Это неверно. Взятие креста Христова есть готовность и окрыленность свободной воли самого человека на борьбу за Божью правду — и в своей душе, и в мире. Крест есть сво­бодное человеческое согласие на борьбу за любовь и правду в этом мире.

Нелегко человеку бороться за любовь, правду и чистоту на этой земле. Все словно осуждает, срывает, обессиливает наш порыв к добру — и внутри нас, и вовне... Но человек ве­рующий несет этот порыв через всю свою жизнь. Это и есть его крест. И тот, кто отказывается нести светлый, спасаю­щий Крест Христовой правды, чистоты и любви, принужден нести безнадежный разбойничий крест своих страстей, своих злых дел и их следствий. Это крест того левого разбойника, распятого со Христом на Голгофе, не покаявшегося перед Христом, не осознавшего своей греховности и отвергнувше­го Христа.

Нелегка жизнь человека в этом земном преходящем мире. Частью своего существа ему надо быть в этом мире, творить честно свое земное дело для близких, для своего народа, для человечества. Но последней глубиною духа ему надо дышать уже горним воздухом вечности. Туда, в эту чистую высь бытия, он уходит после своего земного испытания.

Религиозным можно назвать человека, ценности которо­го не только на земле, но и на небе. Такой человек может быть хирургом,, как Пирогов, писателем, как Достоевский, ученым, как Ньютон, и исследователем земли, как Семенов- Тянь-Шанский, и всюду, на всех путях мира, он будет осу­ществлять высокую человечность, Христову правду.

Среди всех условий земли мы можем сохраняться от зла и греха. В этом — чудо жизни во Христе. Христос совершает это в нас по вере нашей. Не своей, а Божьей силой мы спа­саемся... Невозможное человеку — возможно Богу. И мы ве­рим и знаем, что Господь не только около нас, но Он и в нас. И Его любовь к нам и наша любовь к Нему есть самая вели­кая сила мира.


Источник: архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. - Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.



18 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...