Свеча неугасимая

Свеча неугасимая

«Поистине это был великий пред Богом муж в наше время!» [1]


Среди зеленеющего луга, усеянного разнообразными благоухающими цветами, в белой чашечке только что распустившегося цветка усердно трудится пчелка, собирая мед. Вот, собравши запас, она понесла его в улей и исчезла из глаз в сиянии весеннего дня. Наполнится улей ароматическими сотами, придет человек и вместе с медом возьмет чистый, нежный, душистый воск, собранный с цветов, благоухающих среди полей и лугов. И загорится пред святыми иконами свеча из воска чистого, озаряя кротким светом святыню храма Божия... И напомнит нам это сияние о молитвах первых христиан в подземельях, при мерцании светильников, возжженных в знак пламенной молитвы, духовного веселия и радости торжества над врагами нашего спасения, напомнит и об уединенной, неусыпающей молитве святых отшельников в пещерах, о многом напомнит эта тихо и незаметно сгорающая пред святым ликом свеча!..

В двадцати милях от Иерусалима, в ужасной пустыне, некогда подвизался дивный старец-отшельник. Давно это было – было тогда, когда пустыня «Ужаса» процветала, яко крин, добродетелями подвижников.

– Не бойтесь перенестись мыслью в эту пустыню, – говорит муж Божий... Очистим сердца, сделаем себе голубиные крылья и полетим, полетим туда, где живут в пещерах и пропастях земных, где носят рубища, где пьют питье, растворенное слезами, где питаются дикими растениями, где кладут камни под головы во время краткого отдыха, но где в то же время радостно славят Бога, где власяницу не променяют на виссон и пурпур, где сияют добродетелями, как яркие звезды южного неба [2].

Войдем в уединенную пещеру. Тихо горит восковая свеча, озаряя лик Пресвятой Девы с Предвечным Младенцем... Но где же обитатель пещеры, где чудный Иоанн? О, его уже давно нет дома, а возжженная свеча горит и не сгорает, подобно древней купине. Заходят в пещеру недобрые люди, скрываясь от законной кары, забегают лютые звери, врываются бурные ветры, но не колышется чистое пламя восковой свечи, не перестает озаряться сиянием небесной красоты пречистый Лик. И из года в год в уединенной пещере совершается дивное знамение неугасающей свечи. Что же знаменует оно?

Пусть сам блаженный старец объяснит нам это. Любил он ходить на поклонение ко святым местам: пойдет к «богошественному» Синаю, там взойдет на вершину горы, где Моисей удостоился видеть Бога, преклонит, в восторге чувств, колена и проведет неделю в молитвенном бдении, погрузившись в духовное созерцание, пока в глубине сердца не услышит извещения, что молитва его угодна Господу и Господь благоволит к рабу Своему [3]. В другое время он не устрашится дойти до Эфеса поклониться гробнице возлюбленного ученика Христова, – он совершит это путешествие весной, когда «из гроба его прах тонкий являшеся, и исцеление болящим молитвам святого апостола Иоанна подавашеся». Из Эфеса он пройдет в Евхаиты. Старец глубоко чтил святых мучеников. В Евхаитах он помолится во храме Феодора Тирона, среди пламени славившего Христа Бога. По осени старец пойдет в Селевкию – поклониться гробу святой равноапостольной Феклы, девственную чистоту которой покушались нарушить нечестивые люди, но которой не дерзнули коснуться лютые звери. Оттуда к 7 октября он поспеет прийти ко дню памяти святого мученика Сергия в Сафас, где с любовью облобызает сандалии с острыми гвоз­дями, облитыми кровью мученика... [4] Но, разумеется, чаще всего святой старец бывал в Иерусалиме, где дни и ночи проводил в молитве, повергаясь пред животворящим древом Креста Господня, и орошал слезами трехдневное ложе Воскресшего из мертвых.

И всякий раз как дивный старец отправлялся в путь, он возжигал восковую свечу и, воззрев на лик Пресвятой Девы, молил, да управит Она путь его, да сохранит его, да не оставит Своим предстательством.

«Пресвятая Владычица Богородица, – взывал он, – вот я ухожу в долгий путь на много дней. Приими попечение о свече Твоей и сохрани ее, да не погаснет она пред Тобой до моего возвращения. Я же ухожу в надежде на помощь Твою во время путешествия».

Пройдет два и три месяца, а то и пять и шесть, – старец по возвращении найдет свою свечу горящей так, как устроил ее и оставил, отправляясь в путь, и никогда не увидит ее потухшей.

И у нас на святой Руси есть глубоко трогательный обычай – возжигать пред святыми иконами неугасимые лампады. Но знают ли, что неугасимая лампада, знаменуя, как видно из слов старца, непрестающую милость Божию, в то же время внятно говорит нам о теплоте веры, о пламенной любви к Богу, о чистоте сердца, о кротости христианской?

Любит наш православный народ возжигать пред святыми иконами восковую свечу. И эта скромная, тихо горящая восковая свеча – чистый плод пчелы-труженицы – да научит нас, что Господь не терпит лукавства, что, возжигая свечу, каждый должен думать в эту минуту об исправлении сердца, об удалении от греха и грешных дел, что, подобно догорающей свече, он должен до конца дней своих сохранить чистый пламень нелицемерной любви к Богу.


Источник: Хитров Михаил, прот. Дуновение вечности: Светочи христианства. Цветы с «Луга духовного». – М.: Правило веры, 2006. С. 443-447.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Слова Дионисия, пресвитера церкви в Аскалоне.

[2] Из Похвального слова подвижникам святого Ефрема Сирина.

[3] Путешествия ко святым местам начались с глубокой христианской древности. Блаженный Иероним говорит, что христиане, «начиная от вознесения Господня», совершали богомолье в Иерусалим. Во время богомолья наблюдался усиленный пост. Один старец, совершив путешествие приблизительно в 1500 верст, вкушал всего три раза! См. гл. 100 «Луга Духовного». На Синае поклонялись на месте Богоявления святому пророку Моисею. Кирилл Скифопольский рассказывает о путешествии Симеона Ветхого: «Наконец благочестивые путники достигли святой горы. Симеон один взошел на верх богошественного Синая и на том месте, где Моисей удостоился видеть Бога, в порыве священной ревности, в восторге чувств, преклонил колена и целую неделю пробыл в молитвенном бдении и духовном созерцании. В глубине духа своего дивный старец получил извещение, что угодна Господу его молитва, и Бог благоволит к рабу Своему».

[4] Святой Сергий пострадал в Антиохии, при Максимиане.


1 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...