Султан Саладин перед Благодатным огнем

Ο σουλτάνος Σαλαντίν ενώπιον του Αγίου Φωτός (1192 μ.Χ.)


α. Хроника английского крестоносца Ричарда

Хроника Ричарда (ITINERARIUM PEREGRINORUM RICARDI) [1] состоит в общей сложности из шести книг и до нашего времени сохранено девять рукописей. Немецкий профессор Ханс Mайер (HANS MAYER) высказал мнение о том, что начальная часть хроники Ричарда была записана неизвестным английским военным священником, который принял участие в III Крестовом походе и во многих из событий, которые он описал, он пережил сам. Что касается церемонии Великой Субботы 1192 года [2], то английский хронограф об этом сообщает следующее:



«Накануне Пасхи Саладин [3] в сопровождении своей свиты пришел к почтенному Гробу Господню в Иерусалиме [4]. Он пошел туда, чтобы раскрыть правду о Небесном огне,  который постоянно нисходит божественной силой в тот день каждый год и зажигает лампаду. В течение некоторого времени Саладин и другие турки внимательно наблюдали за проявлением благоговения многих порабощенных христиан, поскольку они со слезами просили  о милости Божией. Внезапно перед их глазами сошел Божественный Огонь и зажег лампаду. Она сразу же начала гореть сияя.  Когда все присутствующие увидели это, то были весьма потрясены.



Христиане радовались и прославляли величие Бога громким голосом [5], в то время как мусульмане, удивленные таким столь явным чудом, отрицали его, что противоречило им, и утверждали, что огонь – это хитрый изобретенный обман, чтобы их ввести в заблуждение. Желая удостовериться в этом вопросе, Саладин приказал погасить лампаду, которая зажглась Божественной силой. Но, когда он ее погасил, она немедленно зажглась вновь при Божественном вмешательстве. Неверный приказал погасить (лампаду) второй раз, а она вновь во второй раз зажглась. Он ее погасил в третий раз, и она в третий раз зажглась.



О великая Божественная сила! Что может противостоять непобедимому? Никакие советы не могут быть использованы против Господа. Никто не может противостоять Его воле. Султан был поражен и прискорбно тронут из-за зрения этого чуда, и веры, и преданности христиан. Вдохновленный пророческим духом, он твердо заявил: «Без сомнения, или вскоре я умру, или потеряю Иерусалим» [6]. Предзнаменование не обмануло, потому что Саладин умер во время следующей Четыредесятницы (Великого поста)» [7].


Гробница Саладина в Дамаске

Детали, с которыми описывает чудо Ричард, впечатляют. Прежде чем оценивать эту историю, рассмотрим свидетельство француза Амвросия об этом же событии.

ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑ. ΧΑΡΗΣ Κ. ΣΚΑΡΛΑΚΙΔΗΣ. ΑΓΙΟΝ ΦΩΣ . ΤΟ ΘΑΥΜΑ ΤΟΥ ΦΩΤΟΣ ΤΗΣ ΑΝΑΣΤΑΣΕΩΣ ΣΤΟΝ ΤΑΦΟ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ.  (Харис К. Скарлакидис. Святой Свет. Чудо Огня Воскресения на Гробе Христовом)


Перевод и комментарии выполнены игуменом Симеоном (Гаврильчиком), насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры


Примечания

[1] Полное название этого труда - Itinerarum Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi, это хроника, описывающая Третий Крестовый поход 1189-1192 гг.; первая ее часть сосредотачивается на описании войн с Саладином, его завоеваний и ранней стадии Крестового похода с пространным описанием военной экспедиции императора Фридриха Барбароссы.  Формально эта хроника приписывается Geoffrey de Vinsauf, и она считается первой рукописной хроникой. На самом деле она была составлена и завершена, как считают некоторые историки,  в 1220 г. Richard de Templo, каноником  храма  Святой Троицы в Лондоне (Itinerarium Regis Ricardi. https://en.wikipedia.org/wiki/Itinerarium_Regis_Ricardi).

[2] Латинский Иерусалимский Патриархат появляется в 1099 году после завоевания Иерусалима крестоносцами и появления Иерусалимского королевства. Православные Патриархи были изгнаны из Святого Града и жили, преимущественно, в Константинополе. Во время осады Иерусалима Саладином в 1187 году Латинский Патриарх  Ираклий оставил Святой Город, увезя с собой огромное количество драгоценный церковных сосудов и других ценностей (Siege of Jerusalem (1187) https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(1187)https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(118)).

При Балдуине I латинское духовенство захватило Гроб Господень  и изгнало греческое духовенство. Однако согласно Кристоферу Теерману греческое духовенство было возвращено на Гроб Господень после очередной в 1101 г. неудачи латинского духовенства на Пасху получить Святой Огонь. См. Tyerman, Christopher. God's War: A New History of the Crusades, Harvard University Press, 2006, p. 231.

[3] Саладин – Салах ад-Дин Юсуф (1138-1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите, городе армянских курдов. Получил образование в Дамаске, в одном из крупнейших центров уже мусульманской культуры. Его карьера может быть разделена на 3 периода: завоевание Египта (1164-1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174-1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против крестоносцев (1187-1192). Благодаря его уму, таланту полководца ему удалось объединить раздробленный мусульманский мир. Он был предан исламу и был по жизни строгим мусульманином. Еще важный момент из его жизни и из жизни Иерусалима. После захвата Иерусалима крестоносцами и образования Иерусалимского королевства крестоносцы сильно притесняли православных христиан. Были моменты, когда они полностью изгоняли Греческого православного Патриарха, не давали совершать служб на Гробе Господне. При этом исторические хроники фиксируют факт того, что крестоносцам-католикам Благодатный Огонь не сходит ни разу. Он сходил только греческим православным христианам. Впервые Православный Патриарх возвращается из изгнания в Иерусалим после его завоевания Саладином.

[4] 4 июля в битве при Хаттине Саладин нанес сокрушительный удар объединенной армии крестоносцев. Во время этой битвы погибли король иерусалимский Балдуин IV, великий магистр Ордена тамплиеров Рейнальд Шатильонский и др. Последнего Саладин казнил собственноручно. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим, а 2 октября Священный Город пал. Саладин вошел в Иерусалим с большим триумфом. Вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты, разбить колокола и окропить мечети розовой водой или обкурить ладаном. Один арабский историк писал: «Читались манифесты, в которых султан объявлял о счастливом событии, звучали трубы, и все глаза наполнялись слезами радости, все сердца благодарили Аллаха за победу, все уста славословили его». См. Cox, Sir George W.

Saladin Takes Jerusalem From The Christians.

По случаю взятия Иерусалима Саладином византийский император Исаак Ангел послал султану поздравительное письмо. В Иерусалим вернулось православное духовенство и начались совершаться богослужения на греческом языке. См. Steven Runciman (1987). A History of the Crusades: The Kingdom of Jerusalem. Cambridge University Press. pp. 465–468.

[5] Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем было на протяжении более чем 500-летнего правления мусульман в Иерусалиме ярким доказательством превосходства христиан над мусульманами, благоволения Бога к христианам. Об этом, например, пишет Петр Клюнийский, участник II Крестового похода См. Sylvia Schein, Gateway to the Heavenly City, crusader Jerusalem and the catholic West (1099-1187), Ashgate Publishing, 2005, σελ. 42.

[6] Yes, soon shall I die, or I shall lose Jerusalem.' //Miracle of the Holy Fire. By  Niels Christian Hvids. http://www.davidtlig.org.uk/miracle.html

[7] Саладин скончался 4 марта 1193 г.

3 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...