«Списание книжное», богослужебные предметы, утварь, «шитая утварь» времен преподобного Никона Радонежского

«Списание книжное», богослужебные предметы, утварь, «шитая утварь» времен преподобного Никона Радонежского

Заботливостью преподобного Никона обитель богатела. При нем и по его указаниям процветало списание книжное. В ризнице Троице-Сергиевой Лавры имеется много книг и оплетенных в кожу рукописей того времени: Евангелие преподобного Никона, Служебник, писанный его же рукой в 1381 году на пергаменте, «Поучения аввы Дорофея» (1416) рукою многогрешного инока Антония, «Лествица», списанная рукою грубого и худого, странного, последнего во иноцех, смиренного многыми грехи Варлаама: «В лето 6920 (1412) написася Божественная Лествица месяца октоврия в 14 день...в обители преподобного игумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в той же обители месяца семптямвриа в 25 день». «О ленивый Варламе, готовися к ранам. Близ есть конец»; «в лето 6926 [1418] списана бысть книга сиа, рекомая по Еллинех: Диоптра, по нас же: Зерцало, Святей Троици в Сергиев монастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, и многие другие, оформленные удивительными заставками в красках и золоте, в том числе Псалтирь, писанная при игумене Никоне; Триодь постная: Трипеснець, надеждю имуще на Бога, начинаемь в неделю о мытари и фарисеи. Вторая половина сей Триоди находится в библиотеке Московской Духовной академии. На обороте 185-го листа между прочим сказано: «Кончаны быша книги сия... замышлением преподобного игумена Никона».

В то время главное внимание при создании книги было обращено не на художественное оформление, а на письмо. Выписывая каждую букву, писцы проделывали поистине ювелирную работу. Уникальный характер имеют первые драгоценные богослужебные предметы, выполненные в начале XV века специально для монастыря при святом игумене Никоне. Это серебряное кадило 1405 года и панагия для совершения чина возношения Богородичной просфоры.

Кадило преподобного Никона.jpg

Кадило преподобного Никона

Надпись на серебряном золоченом кадиле точно указывает, для какой обители и чьими попечениями было создано кадило: СИЕ КАДИЛО СОЗДАН БЫ КЪ СВЯТЕЙ ТРОИЦИ ЗАМЫШЛЕНИЕМ ИГУМЕНОМ НИКОНОМ ПРИ БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗИ ВЕЛИКОМ ВАСИЛЬИ ДМИТРЕЕВИЧЕ В 1405. Кадило имеет форму одноглавого кубического храма с позакомарным покрытием и воспроизводит характерные черты ранних московских каменных церквей. Оно украшено накладными чеканными фигурами Деисиса со Спасителем на престоле, Божией Матерью, святым Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом. Три другие грани сосуда дополнены фигурами апостолов с четырьмя сохранившимися надписями: Павел, Фома, Филипп, Петр. Кадило преподобного Никона является самым древним из сохранившихся московских сосудов подобного типа.

Преподобному Никону принадлежала серебряная чеканная панагия первой четверти XV века. В качестве «Никоновской» панагия определяется по монастырским описям: Панагея круглая серебряная, на ней образ Спасов и архангелы и иные святые литые, а круг ее и назади травы резаны, во главе образ Спасов золочен, волячной, сорочка - бархат червчат. Никоновская. Лицевая створка панагии украшена накладным литьем, изображающим Вознесение, на внутренних створках образ Божией Матери «Воплощение» и Святая Троица. Надпись воспроизводит несколько слов хвалебной песни Пресвятой Богородице «Достойно есть»: слова рожеши сущую богородичю тя величаем, на тя упование возложихо и я.

В XIX веке панагия была дополнена серебряным ковчежцем с частицей мощей преподобного Сергия. В дни памяти Всероссийского игумена панагию вместе с надгробной иконой Радонежского чудотворца, подаренной царем Феодором Иоанновичем в 1585 году, выносили из Троицкого монастыря в город для поклонения.

При преподобном Никоне для первого белокаменного Троицкого собора создавалась новая утварь. По его заказу для служебного пользования были выполнены (и сохранились до наших дней) потир серебрян большой, венец и святые золочены, серебряный дискос с литургической надписью: БЛАГОСЛОВЯ И БЛАГОСЛОВЯЩАЯ ТЯ И УПОВАЮЩИХ НА ТЯ СПАСИ ЛЮД СВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЦЕРКВИ ТВОИЕЯ [1].

В число «сосудов служебных золотых и серебряных» в монастырском обиходе входили также кубки, чаши, рукомойники, тарели, стопы, стопки, ковши и др.

К началу XV столетия древняя традиция алтарного убранства храмов драгоценными материалами имела длительную историю. Многочисленные покровы и пелены получили название «шитая утварь». Богослужебные предметы из тканей: воздухи и покровцы на священные сосуды (дискос и потир), плащаницы (воздухи большие), одежды и покровы на престолы и жертвенники – занимали важное место в священнодействии. Редчайшим образцом священнических облачений начала XV века является риза преподобного Никона Радонежского. Фелонь игумена Никона выполнена из ценного материала, белой итальянской камки, и украшена изысканной отделкой из золотого кружева. Считается, что риза была прислана в монастырь князем Юрием Звенигородским и его женой Анастасией.

фелонь преподобного Никона.jpg

Фелонь преподобного Никона

Шитый покров преподобного Сергия Радонежского первой четверти XV века - одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в1422 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского, он же и возлагал его на мощи своего учителя. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. В его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик.

покров на мощи прп. Сергия.jpg

Покров на мощи преподобного Сергия

Ценнейшим вкладом в монастырь царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной Феодоровной Годуновой в 1586 году является Покров преподобного Никона Радонежского, выполненный в мастерских Московского Кремля. Шитье украшено изумрудами, самфиром и жемчугом.

Примечание

[1] Начальные слова заамвонной молитвы на Божественной литургии: «Благословляяй благословящие Тя, Господи, и освещаяй на Тя уповающие, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани».


Источник: Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского. – 2015. С. 201–207.


STSL.Ru


30 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...