Спаситель и грешники

Спаситель и грешники

Священник Г. Петров

Часть 1

Иоанн Креститель призывал людей к покаянию. Тем же призывом начинается и проповедь Иисуса Христа. Евангелист Матфей, говоря о выступлении Иисуса на дело спасения, прибавляет: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Если не покаетесь, не можете войти в Царствие Божие. Покаяние это – первое, с чего должно начинаться духовное обновление человека; без покаяния невозможно никакое духовное улучшение нашей жизни.

«Люди, изнывающее под бременем неправды и беззакония, — обратился к миру Иисус Христос, — та жизнь, которую вы создали себе, не может дать вам искомого покоя души, не принесет вам довольства собой. Ваши пророки: хитрость, насилие, распутство, ненависть и многое другое без конца, — все это — зло, а зло и рождает вам только зло; истинное же счастье, высшее благо есть добро, которое и рождается только добром, доброй, чистой, Божьей жизнью. Вы истомились под бременем греха, вас давит гнет человеческой неправды, — придите ко Мне и научитесь от Меня. Мои слова прольют целебный бальзам в ваши измученные, больные сердца. Я укажу вам путь, который принесет, покой вашей душе. Покоритесь Моему учению, идите колеей, которую Я проложил пред вами, и вы увидите, что иго Мое благо, и бремя Мое легко. На смену долгой беспросветной удушливой ночи с Моим вступлением в мир занимается заря светлого, тихого дня. Давно ждали люди дня избавления. Теперь времена исполнились. Приблизилось Царство Божие. Оно близко, оно вот тут, подле вас, вокруг вас, но нужно, чтоб оно было в вас, чтоб оно проникло и охватило собою ваше сердце. Очистите в вашем сердце место для Бога, дайте в вашей жизни простор правде и добру, освободитесь от засоривших вашу душу грехов, покайтесь».

Без покаяния нельзя стать сыном Божиим, нельзя быть учеником Христа. Беседа Иисуса Христа с Никодимом прекрасно это поясняет. Один из начальников иудейских, некто именем Никодим, пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Иисус сказал ему в ответ: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидать Царствия Божия» (Ин. 3, 1-3). Этим ответом Иисус хотел как бы сказать: «Постой, Никодим! Ты называешь себя Моим учеником, — почему? Ты видел Мои чудеса и поразился ими; а понял ли ты глубокий смысл Моих речей? Внимал ли ты с замиранием сердца Моему призыву к Царствию Божию? отозвалось ли Мое слово в твоей душе? Стала ли мерзкой тебе твоя прошлая преступная жизнь? Решил ли ты сбросить с себя, как тяжелую обузу, твои слабости, недостатки, пороки? Проливал ли ты слезы над твоими беззакониями? Смыл ли ты ими с себя греховную грязь? Не всякий говорящий мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Божие, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Уразумел ли ты все это? Кто хочет идти за Мною, тот должен освободиться от прежних своих порочных навыков, сбросить с себя грех, как грязную одежду, отречься с омерзением от всей прежней распущенной жизни, начать жить совсем по-новому, словно он только что родился. Истинно, истинно говорю тебе, — заключил Иисус свою беседу с Никодимом, — если кто не покается в сердце, не обновится душой, не родится духом свыше, не может увидать Царствия Божия».

Так Господь наш Иисус Христос призывал людей к новой благодатной праведной жизни, и когда слово Его доходило кому до сердца, вызывало из глубины души вздох раскаяния и слезы сокрушения на глаза, какой трогательной заботой и нежной любовью Он окружал тогда кающегося грешника! Как пастух бережно несет на плечах найденную отсталую овечку, как отец радостно встречает пропадавшего без вести сына, как наседка любовно укрывает и греет под своим крылом слабого птенца, так Христос спаситель отечески привлекал к Себе всех сокрушенных сердцем, всех плачущих о беззакониях своих. Пред Судом Его любви и правды не было злодеяния, которое не могло бы быть смыто слезами покаяния и Он широко раскрывал пред кающимися блудницами, грешниками и мытарями двери Своего сердца, щедро предлагал им все богатство Своей беспредельной любви. Мытаря Матфея Он делает Своим апостолом; к начальнику мытарей, Закхею, Сам идет на вечерю в дом; целые часы беседует с самарянкой, которой зазорно и показаться людям; от презираемой всеми грешницы благодарно принимает помазание; распятого разбойника первым из всех людей вводит с Собой в чертоги Небесного Отца. Евангелие так умилительно повествует обо всех этих событиях, что на них следует остановиться подробнее.

В Иерихоне было большое движение. Окруженный густыми толпами народа Иисус проходит чрез город. Пользуясь случаем, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, но не знал, как это сделать. Подойти близко он не решался: считал себя недостойным. При одном воспоминании о прошлом густая краска стыда заливала лицо Закхея, и у него мучительно щемило сердце. Место ли ему, грабителю народа, разорителю слабых и беззащитных, подле Великого Учителя любви и правды? Нет, Закхей согласен скорее провалиться сквозь землю, нежели стать подле этого неимущего Праведника и видеть на себе взгляд Его чистых очей, которые, говорят, проникают до глубины души и читают сокровенное в сердце. А видеть неудержимо хочется! Закхей столько слышал о благости и святости проходившего теперь чрез Иерихон Иисуса, что вся душа его рвалась к Нему. И в своей жизни и в жизни других людей Закхей так мало видел правды, что дорого дал бы, лишь бы взглянуть на Того, Кто Сам был — Истина и истине учил других. На горе Закхей мал ростом и не может за людьми издали видеть Иисуса. Тогда он побежал вперед, влез при дороге на смоковницу и ждал, когда Иисус пойдет мимо. Одного желал Закхей: видеть Иисуса, и вдруг Иисус, когда пришел на это место, взгляну в, увидел Закхея и сказал ему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей, не помня себя, ринулся с дерева и с радостью принял Иисуса у себя. Немногих слов Спасителя было достаточно, чтобы сердце Закхея мгновенно переродилось. Мысль, что Иисус, Величайший Праведник, не гнушается им, бесчестным лихоимцем, словно молния озарила его темную душу. Закхей воспрянул духом. Пусть другие продолжают презирать его, как обидчика, грабителя, лиходея. Закхею стало ясно, что для него не все еще погибло пред Богом, что внутри его сохранилась какая-то искра Божия, которая дорога его Великому Гостю и которая теперь станет самым ценным достоянием всей его дальнейшей жизни. Все, ради чего Закхей прежде так нагло попирал добро и правду, теперь в его глазах утратило ценность. Ему важно одно: сохранить за собой то благоволение, с каким неожиданно отнесся к нему Иисус. И Закхей, — как говорится в Евангелии, — став, сказал Иисусу: «Господи! половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 8-9). Десятки минут тому назад, взлезая на смоковницу, чтобы хотя издали видеть проходящего Иисуса, думал ли Закхей, что с ним произойдет такая перемена? Так силен Господь Своим словом спасти и тяжкого грешника, лишь бы он не отвращался совсем от правды Божией, лишь бы он, как и Закхей, желал хотя бы издали видеть Иисуса.


Источник: Петров Г. свящ., Беседы о Боге и Божией Правде. Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д. Москва. – 1903. – С. 138-144.



14 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...