События Вербного воскресенья

Как и подобало обетованному Мессии, Христос намеревался торжественно войти в святой город, являя Себя Царем богоизбранного народа и долгожданным Избавителем. В тот день, когда каждое семейство, следуя Моисееву Закону, выбирало жертвенного агнца для пасхальной вечери в воспоминание об избавлении от египетского рабства, Спаситель являл Себя Израилю Истинным Агнцем, Который Жертвой Своей избавит мир от греха, рабства диаволу и вечной смерти. Ветхозаветный пасхальный агнец полтора тысячелетия прообразовывал Жертву Христову, и теперь Спаситель шел принести Себя во всесовершенную Жертву, Которая завершит Ветхий Завет и сделается для нового Израиля – христиан – новой Пасхой.


Середина-XII-в.-Мозаика-Палатинской-капеллы-в-Палермо-Италия.jpg

Вход Господень в Иерусалим

Рано утром 2 апреля 30 г. Иисус в сопровождении народа вышел из Вифании в Иерусалим. Гора, на восточном склоне которой лежала Вифания, называлась Елеонской или Масличной, по множеству росших на ней маслин (греч. елеа – маслина). Западный ее склон был обращен к Иерусалиму. Близ Вифании лежало другое небольшое селение – Виффагия (что значит дом зеленых фиников, ныне арабская деревня Эт-Typ на восточной стороне южной вершины Елеонской горы).

Иисус послал в Виффагию двух учеников Своих, сказав, что они, как только войдут в селение, увидят «ослицу привязанную и молодого осла с нею», и повелел: «Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». Поручение это было не из числа обыкновенных: Иисус всегда ходил пешим, Иерусалим был недалеко, а между тем, словно готовясь к дальнему пути, ученики шли отвязывать чужих животных, забирая осла и ослицу у неизвестного хозяина, – по-видимому, простого земледельца, которому животные были самому необходимы в его трудах. Апостолы недоумевали, но произошло так, как предрек Господь Иисус Христос: войдя в селение, они увидели привязанных животных, взяли и повели к Учителю, а их простой ответ, по виду нимало не убедительный: «Надобны Господу», – оказался непреоборимым. Хозяин отдал животных, не зная кому и на что.

В гористой Палестине коней использовали редко, почти исключительно для военных действий. Сесть на коня было символом войны, а сесть на осла или мула – символом мира. Спасителю было угодно, чтобы Его торжественное вступление в Иерусалим символизировало примирение между Богом и согрешившим человечеством.

Апостолы возложили на животных свои одежды, Иисус воссел на ослика, – и шествие продолжилось. Осленок был необъезженный, не отвыкший еще от матери (по-видимому, ради него и была взята ослица), но шел ровно и послушно. Это имело и сокровенный смысл: ослик, «на которого никто из людей никогда не садился», символизировал языческие народы, не «оседланные» ни Законом, ни пророками, но которые вскоре должны будут воспринять Евангелие. Животные, не носившие еще ярма, в ветхозаветные времена выбирались для священного употребления (см. Втор 21, 3; 1 Цар. 6, 7). Следовавшая за осликом рабочая подъяремная ослица символизировала труждавшийся под ярмом Закона еврейский народ, который отвергнет Мессию, но в последние времена тоже последует за Христом (см. Рим. 11, 25).

«Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (см. Ис. 62, 11; Зах. 9, 9). Дщерь Сиона – народ, избранный Господом Богом, храм Которого утверждался на горе Сион. В тот день даже ученики Христовы не увидели в действиях Иисуса исполнения древних пророчеств Захарии и Исаии, «но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано». Иисус показывал, что Он – Мессия-Царь, предвозвещенный пророками, и что в смирении и простоте Он совершенно чужд притязаний на земное владычество.

Множество ликующих людей, следовавших с Иисусом и видевших в Нем Мессию, постилали на Его пути свои одежды – воздавали честь, которой в Израиле удостаивали восходивших на трон царей (см. 4 Цар. 9, 13). Иудеи несли в руках и постилали на пути Иисуса пальмовые ветви, символизировавшие радость, уподобляя вхождение Христа в Иерусалим великому празднику Кущей, когда Бог повелевал: «Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом» (Лев. 23, 40). С пальмовыми ветвями иудеи встречали некогда своего правителя Симона Маккавея, освободившего страну от Сирийского ига (1 Мак. 13, 51).

news_file_125.jpg

Когда шествие достигло вершины Елеонской горы и открылся величественный вид на святой город и храм Господень, ослепительно сиявший золотыми кровлями в лучах утреннего солнца, люди с особенной силой восчувствовали радость долгожданного Пришествия Мессии и громко приветствовали своего Избавителя: «Осанна Сыну Давидову!»

Собравшиеся на Пасху в Иерусалим иудеи, узнав, что в город вступает Тот Самый Иисус, Который воскресил четверодневного мертвеца Лазаря, шумной толпой вышли навстречу. К ним присоединились и многочисленные паломники, расположившиеся в шалашах и палатках около стен города. Все в радости славили Бога за великие чудеса Христовы и восклицали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» – люди возглашали прекращение вражды между грешной землей и Небом, ибо Сам Бог воцарялся на земле, а потому ликовали и Ангельские Силы «в вышних», на Небесах.

«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» Конечно, народ чаял всего лишь земного воцарения Христа, но важно то, что Мессия был торжественно признан. Этим прославлением Христа Сам Отец Небесный указывал на Иисуса как на пришедшего Мессию и привлекал внимание человечества к Его учению, великим делам и, в особенности, – к готовому вскоре совершиться искуплению рода человеческого.

Увидев, как «весь народ пришел в движение», фарисеи в злобном бессилии «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним». Их, должно быть, особенно раздражало, что народ славил Христа как пришедшего от Бога. Желая опорочить торжество, фарисеи стали приписывать дело прославления Иисуса стараниям Его учеников и говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Они давали понять, что шумное волнение народа может вызвать расправу римских властей, Иисус же, показывая, что прославлению Мессии в тот предопределенный свыше день невозможно противодействовать, ответил присловием из пророков: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (см. Авв. 2, 11). Через пять дней, в час смерти Спасителя, когда не слышно уже будет прославляющих Его гласов народа, тогда распавшиеся камни действительно засвидетельствуют истинность слов Христа. Видится здесь и пророчество о язычниках, которые до Пришествия Христа были каменносердечны, но когда Израиль отверг своего Господа и преступно умолк, тогда они уверовали и возопили всему миру о Христе Спасителе.


Плач об Иерусалиме

Окруженный ликующей толпой, слыша прославляющие Его восторженные возгласы, Всеведущий знал: всего через несколько дней богоизбранный народ, увидев, что не получит от Него ни избавления от Рима, ни всемирного владычества, отвергнет Его. Он знал, что тот воскресный день, который мог бы составить славу и счастье иудеев, станет для них началом великих бедствий: богооставленности, разрушения и смерти.

Взирая на Иерусалим, Спаситель заплакал о нем – это были слезы беспредельной любви, желающей даровать спасение каждому человеку, но встретившей ожесточенное неприятие. Над гробом Лазаря Он проливал слезы тихо, а теперь плакал навзрыд. Пять дней спустя боль страданий и смертное томление будут бессильны вызвать из Его пречистых очей хотя бы одну слезу, теперь же скорбь о роде человеческом объяла Его любящее сердце, и Он рыдал, как истинный Человек.

Иисус оплакивал город, который уже нельзя было уберечь от грядущих бед и опустошения. «И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» – к спасению, «но это сокрыто ныне от глаз твоих», – ты упорно закрываешь глаза на великую любовь Божию, посылаемую тебе. «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» – времени явления Христа, Который с любовью милостиво призывал тебя в Свое Царство: сотни тысяч иудеев будут умерщвлены римлянами, сотни тысяч отведены в плен, на рудники, и весь Израиль, словно пыль ветром, будет рассеян по лицу земли; Иерусалим будет совершенно разрушен, и даже место его будет перепахано. Начиная осаду Иерусалима, римляне разбили свой лагерь именно на западном склоне Елеонской горы – там, где плакал о городе Спаситель; осада города в 70 г. началась тоже незадолго до Пасхи.

Войдя в Иерусалим, который весь теперь приветствовал Его, Спаситель направился в храм Божий, составлявший славу и величие Израиля, где и подобало всенародно явиться обетованному Мессии.


0_83af6_77956476_XXL.jpg

Изгнание торгующих

Вступив во внешний храмовый двор язычников, Спаситель, истинный Владыка храма, увидел суету предпраздничной торговли. Множество продаваемых животных, грязь и шум, споры торгующих, звон монет меновщиков – все это оскверняло святыню. На молитвенном месте воцарилась страсть корысти: в погоне за прибылью торгующие обратили храм Божий в шумный базар, и все это происходило с соизволения первосвященников, получавших от торговли немалую прибыль.

Первый строитель Иерусалимского храма царь Соломон во всенародной молитве при его освящении просил Бога, чтобы в храме была услышана и молитва иноплеменника. Ко времени Пришествия Мессии многобожие начало отмирать, и многие из язычников стали приходить в Иерусалим, желая видеть и слышать иудейское богослужение. Теперь храм, который должен был приводить все народы к Единому Богу, был превращен в торговый рынок. Благочестивый грек или римлянин, пришедший в Иерусалим по влечению сердца, мог войти только во двор язычников, но слышал там вместо молитвы и назидания шум торжища. Вместо благоговения к Истинному Богу в душе язычника невольно рождались худые мысли. Такое бесчинство возмущало благочестивых иудеев, тем более не мог потерпеть его Сын Божий. В первую Пасху Своего общественного служения Он уже очищал храм от торгующих, и теперь, после всенародного прославления, вновь явил высочайшую ревность о Доме Божием.

Господь храма, словно вступая в Свои права после временного отсутствия, стал приводить его в порядок. С пламенной решимостью Иисус «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», и учил, обличая корысть, оскверняющую святое место: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (см. Ис. 56, 7) «А вы сделали его вертепом разбойников» (см. Иер. 7, 11).

Поистине чудесным было это изгнание потерявших стыд иудеев: безмолвно покорились они Иисусу, хотя порой в гневе оказывали сопротивление вооруженной римской страже. Три года назад при первом очищении Иисусом храма фарисеи и первосвященники требовали от Него знамения, что Он имеет власть так поступать, но в день Его всенародного прославления они не осмелились противоречить.

В Доме Отца Своего Иисус водворил благоговейную тишину и не позволял даже, «чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь», не относящуюся к богослужению.


Исцеление многих больных

Присутствие Господа храма тотчас стало особенно ощутимым, и все несчастные потянулись к Нему за исцелениями. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их». Евангелист Матфей упомянул об уврачевании только слепых и хромых – в этом заключается особый смысл: Христос пришел на землю, чтобы помочь каждому, кто подобно слепым не может распознать, что есть истина и благо, и кто подобно хромым не в силах идти прямо к добродетели.

Человеческое сердце после вселения в него благодати Господней при Святом Крещении становится домом Божиим, храмом Святого Духа, поэтому нам не следует порабощать свое сердце пристрастию к земным вещам, помыслам о купле и продаже, поскольку всякая страсть лишает нас общения с Богом. Если же греховные помыслы не оставляют нас и на молитве в храме Божием, будем просить Господа, чтобы Он не изгонял нас от лица Своего, но исцелил наши греховные немощи, как исцелил в Иерусалимском храме всех страждущих, пришедших к Нему с верой в тот святой день.


Прославление Иисуса устами младенцев

Удивительные чудеса, когда слепые начинали видеть, глухие – слышать, а разбитые параличом – вставать с носилок, привели в восторг малых детей, которые стали возглашать в храме хвалу Господу Иисусу: «Осанна Сыну Давидову!»

От радостных детских восклицаний детей первосвященники и книжники, снедаемые завистью, еще более вознегодовали. В бессильной злобе пытаясь умалить всеобщее торжество, эти лицемеры с укоризной сказали Иисусу: «Слышишь ли, что они говорят?» Первосвященники и книжники должны были первыми прославить Иисуса, привлекая к Нему народ, а вместо этого они внушали, что нет никакой цены в Его восхвалении несмысленными детьми. Христос, показывая, что это знаменательное событие было предсказано еще пророком и царем Давидом, ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (см. Пс. 8, 3). Чудесным было прославление Спасителя детьми грудными, которые впервые в тот день заговорили ясно: их невинным устам помогал Сам Святой Дух. Господь наш Иисус Христос всегда благоволил к детям, в которых человеческая природа является в простоте и чистоте, угодной Его сердцу.

Изобличенные словами Писания, иудеи замолчали. В тот день они не дерзнули исполнить приказание синедриона и взять Иисуса под стражу, «ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» и «неотступно слушал Его». Иисус беспрепятственно поучал народ в храме и исцелял до позднего вечера. Затем, желая ослабить ненависть врагов и охладить пламень их зависти, Он «вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь».

В святой день царственного восшествия Господа в столицу просияло над Иерусалимом, словно ярчайшей молнией, Царство Божие, но свет его, озарив святой город, тотчас поглотился тьмой седмицы страданий Господних, когда Агнец Иисус, взявший на Себя грехи всего мира, уже не в славе, но в смирении и уничижении восшел на Всемирную Голгофу.


Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. С. 341-348.



21 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...