Празднование Собору святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоустого

В цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го и хри­сто­лю­би­во­го ца­ря Алек­сея Ком­нина [1], ко­то­рый при­нял цар­скую власть по­сле Ни­ки­фо­ра Бо­та­ни­а­та [2], был в Кон­стан­ти­но­по­ле ве­ли­кий спор об этих трех свя­ти­те­лях меж­ду ис­кус­ней­ши­ми в крас­но­ре­чии учи­те­ля­ми муд­ро­сти. Од­ни ста­ви­ли вы­ше про­чих свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, на­зы­вая его воз­вы­шен­ней­шим ви­ти­ей, так как он всех пре­вос­хо­дил сло­вом и де­ла­ми, при­чем ви­де­ли в нем му­жа, ма­ло чем усту­па­ю­ще­го Ан­ге­лам, твер­до­го нра­вом, не лег­ко про­ща­ю­ще­го со­гре­ше­ния и чуж­до­го все­го зем­но­го; ни­же его ста­ви­ли бо­же­ствен­но­го Иоан­на Зла­то­уста, как имев­ше­го от­лич­ные от ука­зан­ных ка­че­ства: он был рас­по­ло­жен к по­ми­ло­ва­нию греш­ни­ков и ско­ро до­пус­кал их к по­ка­я­нию. Дру­гие, на­обо­рот, воз­вы­ша­ли бо­же­ствен­но­го Зла­то­уста как му­жа че­ло­ве­ко­лю­би­вей­ше­го, по­ни­ма­ю­ще­го сла­бость че­ло­ве­че­ско­го есте­ства, и как крас­но­ре­чи­во­го ви­тию, на­став­ляв­ше­го всех на по­ка­я­ние мно­же­ством сво­их ме­до­то­чи­вых ре­чей; по­это­му и по­чи­та­ли они его вы­ше Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Иные, на­ко­нец, сто­я­ли за свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, утвер­ждая, что он убе­ди­тель­но­стью ре­чи, ис­кус­ным ис­тол­ко­ва­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и изя­ще­ством по­стро­е­ния ре­чи пре­взо­шел всех слав­ней­ших пред­ста­ви­те­лей эл­лин­ской муд­ро­сти, как ра­нее жив­ших, так и совре­мен­ных ему. Так од­ни воз­вы­ша­ли сла­ву свя­то­го Гри­го­рия, а дру­гие уни­жа­ли его зна­че­ние. От это­го про­ис­хо­дил меж­ду мно­ги­ми раз­дор, при­чем од­ни на­зы­ва­лись иоан­ни­та­ми, дру­гие ва­си­ли­а­на­ми, а иные гри­го­ри­а­на­ми. Об этих име­нах спо­ри­ли му­жи, ис­кус­ней­шие в крас­но­ре­чии и муд­ро­сти.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя по­сле то­го, как воз­ник­ли эти спо­ры, яви­лись эти ве­ли­кие свя­тые, сна­ча­ла каж­дый от­дель­но, а за­тем все три вме­сте, – при­том не во сне, а на­яву, – Иоан­ну, епи­ско­пу Ев­ха­ит­ско­му, уче­ней­ше­му му­жу, весь­ма све­ду­ще­му в эл­лин­ской муд­ро­сти (как об этом сви­де­тель­ству­ют и его со­чи­не­ния), а так­же про­сла­вив­ше­му­ся сво­ею доб­ро­де­тель­ною жиз­нью [3]. Они ска­за­ли ему еди­ны­ми уста­ми:

– Мы рав­ны у Бо­га, как ты ви­дишь; нет у нас ни раз­де­ле­ния, ни ка­ко­го-ли­бо про­ти­во­дей­ствия друг дру­гу. Каж­дый из нас от­дель­но, в свое вре­мя, воз­буж­да­е­мый Бо­же­ствен­ным Ду­хом, на­пи­сал со­от­вет­ству­ю­щие по­уче­ния для спа­се­ния лю­дей. Че­му мы на­учи­лись со­кро­вен­но, то пе­ре­да­ли яв­но лю­дям. Нет меж­ду на­ми ни пер­во­го, ни вто­ро­го. Ес­ли ты ссы­ла­ешь­ся на од­но­го, то в том же со­глас­ны и оба дру­гие. По­это­му по­ве­ли пре­пи­ра­ю­щим­ся по по­во­ду нас пре­кра­тить спо­ры, ибо как при жиз­ни, так и по­сле кон­чи­ны мы име­ем за­бо­ту о том, чтобы при­ве­сти к ми­ру и еди­но­мыс­лию кон­цы все­лен­ной. Вви­ду это­го со­еди­ни в один день па­мять о нас и, как по­до­ба­ет те­бе, со­ставь нам празд­нич­ную служ­бу, а про­чим пе­ре­дай, что мы име­ем у Бо­га рав­ное до­сто­ин­ство. Мы же со­вер­ша­ю­щим па­мять о нас бу­дем спо­спеш­ни­ка­ми к спа­се­нию, так как мы на­де­ем­ся, что име­ем неко­то­рую за­слу­гу у Бо­га.

Ска­зав это епи­ско­пу, они ста­ли под­ни­мать­ся на небо, сияя неиз­ре­чен­ным све­том и на­зы­вая друг дру­га по име­ни. Бла­жен­ный епи­скоп Иоанн тот­час сво­и­ми ста­ра­ни­я­ми вос­ста­но­вил мир меж­ду враж­до­вав­ши­ми, так как он был муж, ве­ли­кий в доб­ро­де­те­ли и зна­ме­ни­тый в лю­бо­муд­рии. Он уста­но­вил празд­ник трех свя­ти­те­лей, как и по­ве­ле­ли ему свя­тые, и за­ве­щал церк­вам празд­но­вать его с по­до­ба­ю­щим тор­же­ством [4]. В этом яс­но об­на­ру­жи­лась муд­рость се­го великого му­жа, так как он усмот­рел, что в ян­ва­ре ме­ся­це со­вер­ша­ет­ся па­мять всех трех свя­ти­те­лей, а имен­но: в пер­вый день – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, в два­дцать пя­тый – бо­же­ствен­но­го Гри­го­рия, а в два­дцать седь­мой – свя­то­го Зла­то­уста, – то он со­еди­нил их в трид­ца­тый день то­го же ме­ся­ца, увен­чав празд­но­ва­ние их па­мя­ти ка­но­на­ми, тро­па­ря­ми и по­хва­ла­ми, как это и при­ли­че­ство­ва­ло.

Необ­хо­ди­мо до­ба­вить о них и сле­ду­ю­щее. Свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий пре­взо­шел в книж­ной муд­ро­сти не толь­ко учи­те­лей сво­е­го вре­ме­ни, но и древ­ней­ших: он про­шел не толь­ко всю на­у­ку крас­но­ре­чия до по­след­не­го сло­ва, но и хо­ро­шо изу­чил фило­со­фию, а рав­но по­стиг и ту на­у­ку, ко­то­рая учит ис­тин­ной хри­сти­ан­ской де­я­тель­но­сти. За­тем, про­во­дя доб­ро­де­тель­ную жизнь, ис­пол­нен­ную нес­тя­жа­тель­но­сти и це­ло­муд­рия, и вос­хо­дя умом к бо­го­ви­де­нию, он был воз­ве­ден на ар­хи­ерей­ский пре­стол, имея со­рок лет от рож­де­ния, и в те­че­ние вось­ми с лиш­ком лет был пред­сто­я­те­лем церк­ви.

Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов был столь ве­лик, что ес­ли бы мож­но бы­ло со­здать че­ло­ве­че­ский об­раз и столп, со­став­лен­ный по ча­стям из всех доб­ро­де­те­лей, то он был бы по­до­бен ве­ли­ко­му Гри­го­рию. Про­си­яв сво­ею свя­тою жиз­нью, он до­стиг та­кой вы­со­ты в об­ла­сти бо­го­сло­вия, что всех по­беж­дал сво­ею муд­ро­стью как в сло­вес­ных спо­рах, так и в ис­тол­ко­ва­нии дог­ма­тов ве­ры. По­это­му он и был на­зван бо­го­сло­вом. Он был свя­ти­те­лем в Кон­стан­ти­но­по­ле две­на­дцать лет, утвер­ждая пра­во­сла­вие. По­жив за­тем ма­лое вре­мя на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле (как об этом пи­шет­ся в его жи­тии), он оста­вил пре­стол по пре­клон­но­сти воз­рас­та и, имея шесть­де­сят, ото­шел в гор­ные оби­те­ли.

О бо­же­ствен­ном Зла­то­усте по спра­вед­ли­во­сти мож­но ска­зать, что он пре­взо­шел всех ел­лин­ских муд­ре­цов ра­зу­мом, убе­ди­тель­но­стью сло­ва и изя­ще­ством ре­чи; Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние он изъ­яс­нил и ис­тол­ко­вал непод­ра­жа­е­мо; рав­ным об­ра­зом в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и бо­го­ви­де­нии он да­ле­ко пре­взо­шел всех. Он был ис­точ­ни­ком ми­ло­сти и люб­ви, был ис­пол­нен рев­но­сти учи­тель­ства. Все­го он про­жил шесть­де­сят лет; пас­ты­рем Хри­сто­вой Церк­ви был шесть лет. Мо­лит­ва­ми сих трех свя­ти­те­лей Хри­стос Бог наш да низ­ло­жит ере­ти­че­ские рас­при, а нас да со­хра­нит в ми­ре и еди­но­мыс­лии и да спо­до­бит нас Небес­но­го Сво­е­го Цар­ствия, ибо бла­го­сло­вен Он во ве­ки. Аминь.


Со­ста­ви­тель – иеро­мо­нах Ма­ка­рий (Си­мо­но­петр­ский), адап­ти­ро­ван­ный рус­ский пе­ре­вод. – из­д-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря.


При­ме­ча­ния

[1] Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Алек­сей I Ком­нин цар­ство­вал в 1081–1108 гг.

[2] Ни­ки­фор III Бо­та­ни­ат цар­ство­вал в 1078–1081 гг.

[3] Иоанн, мит­ро­по­лит Ев­ха­ит­ский, – один из за­ме­ча­тель­ных цер­ков­ных пи­са­те­лей и пес­но­пис­цев Во­сточ­ной Церк­ви XI ве­ка (скон­чал­ся в кон­це XI ве­ка). Он на­пи­сал весь­ма мно­го со­чи­не­ний. Из его со­чи­не­ний из­вест­ны: 1) по­хваль­ные сло­ва, чис­лом до 15, меж­ду ко­то­ры­ми за­ме­ча­тель­ны: два сло­ва на День вос­по­ми­на­ния по­бе­ды над Свя­то­сла­вом, кня­зем Рус­ским, три сло­ва на па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на, сло­ва по­хваль­ные трем свя­ти­те­лям; 2) сти­хи и цер­ков­ные пес­но­пе­ния; из чис­ла по­след­них пол­ная служ­ба трем свя­ти­те­лям, ка­нон Ан­ге­лу Хра­ни­те­лю, два ка­но­на свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну до­се­ле оста­ют­ся в цер­ков­ных служ­бах. В служ­бах же по­ме­ще­ны: из чис­ла 27 его ка­но­нов Спа­си­те­лю – один ка­нон Слад­чай­ше­му Иису­су; из чис­ла 67 ка­но­нов Бо­го­ро­ди­це – шесть; из чис­ла 11-ти ка­но­нов Пред­те­че – два. Осо­бен­но пре­вос­ход­ны ка­но­ны его Иису­су Слад­чай­ше­му и Ан­ге­лу Хра­ни­те­лю.

[4] Празд­ник в честь трех все­лен­ских учи­те­лей и свя­ти­те­лей: Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Иоан­на Зла­то­усто­го уста­нов­лен в 1084 го­ду.


***


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоустого


Тропарь Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому

Яко апостолов единонравнии / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О пресветлии светильницы Церкве Христовы Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



STSL.Ru



12 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Ключи от Лавры
Ключи от Лавры
17 апреля 1946 г., в Великую Среду Страстной седмицы, состоялась официальная передача ключей Успенского собора от дирекции Загорского музея-заповедника Троице-Сергиевой Лавре – в лице ее наместника архимандрита Гурия (Егорова). В следующие два дня собор был подготовлен к проведению праздничных богослужений...
Траурный маршрут
Траурный маршрут
17 апреля 1879 года в Троице-Сергиеву лавру из Москвы было доставлено тело почившего митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Иннокентия...
Установка креста на Успенский собор Лавры
Установка креста на Успенский собор Лавры

16 апреля 1946 года установлен отремонтированный крест на Успенский собор Лавры, сорванный бураном еще в 1923 году.

Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру
Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру

15 апреля 1904 года по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов (1844-1918), назначенный после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане (с 1 апреля 1904 года).

Встреча со святыней
Встреча со святыней

13 апреля 1914 года, 105 лет назад, на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви, икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру.