О сновидениях

О сновидениях

«Сновидения, — говорит святитель Филарет Московский, — различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы были наяву, и, наконец, от влияния духовного мира, чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидений, потребно многое испытание». Если сновидение «должно просветить нас своей ясностью, оно посылается в ясности и не требует многого толкования. Если оно должно поставить нас в благоговение своей таинственностью, оно посылается в облачении таинственности, и тогда неблаговременное усилие сделать таинственное ясным есть род борьбы с намерениями Провидения... Быть во внимании, в молитве, в уповании на Бога и в ожидании просвещения от Него — обязанность в сем случае.

И в чувственном мире оптический обман легко может быть принят за истину: еще легче в мире духовном, которого свет и законы менее нам знакомы. И в чувственном мире не легко понять видимые знамения внутренности и силы вещей: легче ли понять значение образов духовных? Довольно, что сновидение не подает причины страшиться и смущаться, а частью утешает, частью побуждает к некоторому действованию, сообразному с обязанностями законными.

Молитесь прилежно о Ваших родителях, не умствуя, что им нужно, а просто прося им благодати, мира и спасения»... Услышали Ангельский глас во сне — «благодарите Бога, что в сновидении, которое могло Вас потревожить, Ангел Хранитель, хотя и сокровенно, напомнил Вам крест и молитву. Не отлагайте сего защитительного оружия»... Если же сон — мечтание, то «нечего спрашивать о его значении, как у попугая спрашивать о смысле слов его. Если сон видение, оно посылается так, как для нас надобно». Но не надо «ни желать сновидений, ни домогаться объяснения их... Желание сновидений есть любопытство; любопытство не есть чистое расположение духа, не довольно чистое расположение духа не обещает чистых сновидений; следственно, желающий сновидений сам себя ведет к опасности запутаться в мечтаниях». Не должно также слишком останавливать внимание на сне. «Пройти мимо картины, хотя бы то была и добрая, не много добра существенного, если она не представляет чего, особенно назидательного, а остановиться и заглядеться — значит потерять время и, может быть, уклониться от истинного направления пути...

В долгое отсутствие сна после полуночи могли бы Вы иногда, не вставая, говорить тихо, или совсем мысленно, псалом «Живый в помощи Вышняго» весь по порядку и другие».

«Помнить последняя нам велено. К смерти стараться быть готовым на всякий час, по возможности, надобно. А чтобы на сновидениях утверждаться, сего правила нам не дано».


Источник: К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. — М.: «Ковчег», 2010. — 330-331.


5 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...