Смирение преподобного Сергия

Смирение преподобного Сергия
Иеромонах Филадельф [*]

Одним из выразителей лучших устремлений народа явился наш вечно чтимый Радонежский пустынник Сергий.

Чем же более всего велик и знаменит наш Преподобный? Ответ – в его имени. Он – подобен Господу. В чем же сходство? Какие качества уподобляют игумена Сергия Господу? На каждом братском молебне у мощей великого аввы Сергия читается Евангелие от Матфея, в котором Спаситель мира призывает нас: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Итак, кротость и смирение – вот к чему должен стремиться человек. Сама Царица Неба говорит о причине Ее избрания Господом: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1, 48).

Своим смирением Преподобный в какой-то степени уподобился Самой Богоматери. Можно предполагать, что Пресвятая Богородица оказала Преподобному Сергию великую милость Своим посещением и назвала избранником за его смирение.

Смирение отличало Преподобного еще на заре его духовного строительства. Архимандрит Никон (Рождественский), к труду которого мы далее будем неоднократно обращаться, пишет:

 «Обстановка пустынного братства Сергиевой обители уже поучает посетителя правилам, которым крепко было христианское общежитие. Сколько недостатков в обиходе обители... сколько заплат на сермяжной рясе игумена... но все дружно трудятся, так же усердно молятся. Незаметно, подобно закваске, о которой говорит Спаситель в Своей притче это благотворное и назидательное впечатление ложится на душу посетителя и уносится им в родную семью как светлый пример жизни по заповедям Божиим».

«С преподобным», сказано, «преподобен будеши» (Пс. 17, 26).

В мысленном и духовном общении с Преподобным любил пребывать митрополит Филарет, откуда черпал великую силу... В Слове его – беззаветная любовь к самому месту обитания Сергиева:

«Прости мне, о великая Лавра Сергиева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталище святыни, люблю чин твоих Богослужений, взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся, когда колебалась было Россия.., но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая стяжала сокровище, унаследованное потом Лаврою.

Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят в пламени их жертвы духовной...

Дайте мне облобызать праг сеней жилища Сергиева, через который переступали стопы Царицы Небесной...

Откройте мне ковчег, покажите мне сокровище: оно непохитимо и неистощимо, из него без ущерба можно заимствовать благопотребное – например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования!»

Смирение не покидало Преподобного и тогда, когда его руками Сам Создатель творил дивные дела.

У одного благочестивого поселянина был единственный сын, который опасно заболел. Поселянин с надеждою понес отрока к Преподобному. Пока игумен готовился совершить молитву, отрок скончался. Сжалился угодник Божий над несчастным родителем. Пока отец ходил за гробом для погребения сына, Преподобный пал на колени подле отрока. Не окончил Авва своей молитвы, как дитя ожило и протянуло ручки к молитвеннику. Когда пришел отец отрока, игумен встретил его словами: «Напрасно ты, человече, не рассмотрев, так возмутился духом: видать, отрок твой вовсе не умирал». Когда отец стал уверять, что сын его был мертв, то Преподобный строго сказал ему: «Если ты осмелишься рассказать об этом кому-нибудь, то вовсе лишишься сына».

Братия возрастала, и воды в обители не стало хватать на всех. Преподобный взял с собой одного келейника, пошел с ним в лесной овраг близ монастыря, нашел там немного дождевой воды и горячо помолился о том, чтобы Господь даровал здесь источник. Едва произнес он молитву и осенил крестным знамением это место, как из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды. Ученик Сергиев – Епифаний – свидетельствует, что от этой воды бывали случаи исцеления. Источник получил прозвание «Сергиевой реки».

Смиренный чудотворец, узнав об этом, призвал к себе старейших из братии и строго запретил употреблять это название. «Господь милосердный утешил нас... При чем тут я, грешный?»

О, достолюбезное святое смирение! Как далеки мы от него! Мы, как малые дети игрушкой, забавляемся людской похвалой... Нет у нас этого некрадомого сокровища небесного, а без смирения все наше добро – мишура одна.

К Сергиеву источнику смиренномудрия притекали многие русские люди. Сам великий князь Дмитрий перед решением трудных государственных задач спешил заручиться благословением Преподобного.


ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Иеромонах Филадельф – в схиме Моисей (Боголюбов, † 1992) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, видный русский ученый, доктор технических наук, выдающийся специалист по теории нелинейных цепей.


Источник: Филадельф (Боголюбов), иером. Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. – М.: Русский духовный центр, 1992. С. 145-147.


2 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...