Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти священномучеников Климента, Папы Римского, Петра, архиепископа Александрийского

Проповедь*)
(Всенощное бдение 7 декабря 1996 года)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Продолжается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и мы снова и снова размышляем о значении храма в жизни христианина и о значении всего того, что он хранит Святая Церковь призывает нас к тому, чтобы помнить о самом главном, для чего служит храм, и свято хранить все, что нам дано от святых отцов, научившихся святости в храме Господнем. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Все, что приняла Святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина». Именно в храме открывается нам то, о чем поется в тропаре праздника Введения, — тайна Рождества Христова, тайна Его Божественного Воплощения, нас ради (меня ради) пришедшего в мир, принявшего страдания и воскресшего. 

    
Мы призваны хранить чистоту нашей веры в неповрежденности, узнавая благодатно, что в ней, как и в заповедях Божиих, — жизнь вечная. Мы храним ее потому, что не только может искажаться чистота нашего богослужения, к чему стремятся сейчас некоторые. Внешне может сохраняться все, что было установлено святыми отцами, но происходит внутренняя подмена веры, как, например, существующая у католиков после Второго Ватиканского Собора установка совершать богослужения среди православных по так называемому «восточному обряду», где внешне все сохраняется так, как и у нас, только главою Церкви признается Римский папа, а в соответствии с этим происходит подмена и других, важных для нашего вечного спасения догматов.

Мы говорим об этом потому, что сегодня — память очень почитаемых Церковью святых: священномученика Климента, папы Римского, в честь которого освящен знаменитый московский храм в Климентовском переулке, и священномученика Петра, архиепископа Александрийского.

Священномученик Климент, пострадавшим за веру в Крымском городе Херсонесе и утопленный вместе со многими мучениками в море, проповедовал христианство в каменоломнях, находясь в изгнании. Этот очень близкий нам святой, почитаемый на Руси с самого начала принятия христианства, напоминает о том, как важно хранить единство веры. Известны два его Послания к Коринфянам, которые в древней Церкви, наряду с Посланиями апостола Павла, иногда даже читались за богослужением. Он был учеником апостола Петра, и им же рукоположен во епископа Римского. Священномученик Климент — близкий сотаинник и ученик тех, кто были учениками Самого Господа. Главная проповедь двух дошедших до нас Посланий святителя Климента — о том, чтобы мы хранили единство веры. Подобно тому, как апостол Павел в своем Послании к Коринфянам предупреждает о том, как страшно разделение, святитель Климент Римский говорит, что мы должны свято хранить Богом установленную иерархию в Церкви, должны помнить о том, что где епископ — там Церковь, и принимать епископа, как Самого Господа. В своих знаменитых Посланиях он предупреждает о том, как страшны и губительны бывают разделения в Церкви, и что враг ни о чем другом так не старается, как о том, чтобы разрушить церковное единство.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский, память которого совершает сегодня Святая Церковь, жил в IV веке. Когда Церкви угрожала ересь Ария, он положил много трудов на то, чтобы противостоять этой ереси, несущей духовную смерть. Когда в сонном видении ему явился Спаситель в разодранной ризе с лицом сияющим, как солнце, святитель Петр спросил Его «Спасе, кто Тебе ризу раздра?» Господь ответил «Арий это сделал, потому что он разделяет людей, ради которых Я пролил Свою Кровь на Кресте. Он, как волк хищный, не щадящий стада, приходит в Церковь».

Об этом страшном разделении постоянно предупреждает нас Господь, и мы видим, что по мере приближения конца истории, по мере того, как сгущается тьма, это разделение становится все более страшным. Разделение наблюдаем мы во всем мире: в том, что происходит с нашим отечеством, с нашим народом, и в том, что происходит иногда внутри Церкви. И это разделение, с одной стороны, неизбежно. Господь сказал, что Он пришел принести не мир, но меч, то есть пришел принести не просто единение, но, прежде, — разделение. Он должен разделить истину от лжи, добро от зла, жизнь от смерти. И только такое единение, которое основано на этом разделении, может дать мир, ничем не сокрушимый, и мир, всякий ум превосходящий, — благодать Христовой победы над смертью, над всяким разделением людей с Богом и друг с другом.

В мире все более действует закон не только разделения истинного, но и разделения ложного, которое происходит вследствие всякого ложного учения и вследствие накопления греха. То, чем отмечен сегодняшний мир, называется Вавилон, по слову Откровения, или, по-русски, — «смешение», то есть смешение истины и лжи, добра и зла. Враг понимает, что он ни в чем не может преуспеть, как в том, когда создается иллюзия, что существует некое единство, за которым кроется страшное и, на самом деле, уже вечное разделение всех людей друг с другом и с Богом.

<…>
Господь Иисус Христос — Истина, Его благодать в Церкви вот главное, что мы должны знать. Знать так, чтобы это не просто сказал нам кто-нибудь другой, а именно мы сами знали, что наша Церковь благодатна. Если мы этого не знаем, то всегда находимся в опасности быть обманутыми до тех пор, пока не прикоснемся к самой Истине — Господу нашему Иисусу Христу.

<…>

Мы должны хранить единство внутри нашей Церкви и помнить слова преподобного Нектария Оптинского, который говорил своей духовной дочери: «Знаешь ли ты, что наступит время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин?» Разумеется, не в буквальном смысле, наверное, он это сказал, но смысл его слов в том, что Господь будет хранить всю структуру Церкви, всю церковную организацию до тех пор, пока есть в ней хотя бы один человек, мирянин ли, священник, или епископ, который любит Господа, знает Его как Истину и знает, что Господь не оставляет Свою Церковь.

Будем молиться Божией Матери, священномученику Клименту, епископу Римскому, святителю Петру, архиепископу Александрийскому, всем святителям, всем святым новомученикам российским, чтобы Господь научил нас этой тайне единства в Господе, в Церкви Его Святой. Аминь. 

*) Опубликована с сокращениями.


Источник: Протоиерей Александр Шаргунов. Рождественский пост. - М., ИД «Новая Книга», 1999.


8 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...